В Японии автомобили меняют чаще, и поэтому купить "трехлетку" в идеальном состоянии - совсем не проблема. Проблема здесь только в двух вещах: машина приедет с правым рулем, а также есть риск приобретения кота в мешке. Впрочем, до свидания с автомобилем еще нужно дойти - рассмотрим в этой статье основные тонкости покупки хороших лотов и их доставки на материк.
Преимущества аукционов
- огромный выбор моделей и комплектаций, которые у нас не предлагались;
- цены доступнее в сравнении с вторичным авторынком России;
- хорошее техническое обслуживание с установкой оригинальных запчастей;
- скромный пробег, причем там никто не скручивает показания одометра.
Инспектор, осматривающий машину перед оформлением аукционного листа, фиксирует все недостатки и мелкие косячки - как по салону, так и по кузову.
Дело не только в менталитете японцев, но и в выгоде торговой площадки: нет смысла перехваливать лот, ведь в случае неуспешных торгов владелец выставит его снова, заплатив оператору деньги за услугу. Так что если указана оценка "4", то вы можете быть уверены, что это твердейшая четверка.
Минусы аукционов
- правый руль;
- невозможность посидеть в салоне и пощупать машину вживую;
- трудность чтения аукционных листов, которые составлены схематично, а главное, на японском языке;
- отсутствие гарантии того, что ваша ставка выиграет, что может повлечь разочарование при утрате "идеального" варианта;
- необходимость ждать - время прохождения автомобиля пути от ставки до растаможки составляет не менее месяца;
- можно нарваться на сильно битые экземпляры, у которых восстанавливались несущие конструкции кузова - на фото этого не видно, а инспектор может не заметить (редкие случаи, но и такое бывает, особенно когда речь идет о подозрительно дешевых лотах).
Как проводятся аукционы
Процесс торгов совсем не похож на классический аукцион, когда продавец указывает пальцем на предложивших ставку и каждый раз стучит молотком по трибуне. У каждого брокера есть доступ к столу и компьютеру, где запущена база онлайн-аукционов. Торги идут постоянно и непрерывно - на каждую машину в среднем выделяется 15-40 секунд. И за это время ее либо кому-то продают, либо оставляют как неликвид - все желающие поучаствовать делают ставки и повышают их обычным щелчком мыши (каждый клик увеличивает размер ставки на условленный порядок). Чей клик был последним, тот и выиграл.
Причиной же несостоявшейся продажи могут быть две вещи: лот никого не заинтересовал или же владелец установил слишком высокий порог для вхождения трейдеров (нет ни одной ставки, которая была бы выше или равнялась минимальной цене, одобренной владельцем авто).
Делать ставки заранее либо управлять процессом торгов удаленно, из России, нельзя - для этих целей нужна поддержка местных брокеров.
Помимо онлайн-аукционов (основного формата продаж) есть также торговые площадки "уан-прайс", то есть "одна цена" - здесь продаются машины, не прошедшие торги. Независимо от причин, владелец может выставить лот на продажу по фиксированной цене и ожидать предложений от заинтересованных лиц. Как правило, средние цены здесь выше, чем по аукционам, но зато можно найти редкие модели.
Самые выгодные лоты
Купить путем доставки из Страны Восходящего Солнца можно любую машину, включая раритетные "Селики" и "Скайлайны", а также старые добрые утилитарники вроде "Ленд Крузера" 90-х годов. Но такие автомобили ввозить абсолютно невыгодно. Пошлина на ввоз окажется космической, а в большинстве случаев оформить в России морально отставший в плане экологичности двигатель просто нереально. Поэтому курс берем исключительно на машины, выпущенные после 2013 года. Не старше.
Разница между пошлиной на 6-летние экземпляры и транспортные средства, сошедшие с конвейера на протяжении последних пяти лет, просто огромна.
Поэтому всегда обращайте внимание на месяц, в котором выпущен автомобиль. Идеальный вариант - это трех- и четырехлетние "японцы".
Также стоит помнить, что ввоз и растаможивание машин, которым нет трех лет с момента выпуска, является финансово невыгодным, как и в случае старых лотов. Лучше поискать трехлетку с небольшим пробегом, чем стремиться принципиально взять практически новье.
Объем двигателя
Очень важный аспект при покупке машины с ДВС - это рабочий объем мотора. Так как таможенный платеж рассчитывается потом от количества кубических сантиметров под капотом покупки. Каждый литр - это 1500 евро. Следовательно, двухлитровый силовой агрегат затянет на 3 тысячи, в то время как малолитражки и традиционные кей-кары с трехцилиндровыми 0.6 и 0.7 обойдутся куда дешевле - всего около тысячи евро. Отличным компромиссом станут гибриды вроде "Приуса". Впрочем, сейчас этот прием повсеместно используют даже такие образчики премиума, как "Лексус".
Самому или через брокерскую компанию
Нередко можно услышать, что человек купил машину напрямую - лично поучаствовав в торгах и сэкономив таким образом приличную сумму на услугах. В большинстве случаев такие граждане оставляют координаты на форумах и в комментариях под тематическими видео, чтобы помочь другим не тратить лишние деньги. Выглядит это заманчиво, тем более что информация с аукционов не является секретной - торговать могут все. Но есть нюансы.
- Для покупки лота вы должны приехать в Японию и посетить аукцион в назначенное время. Даже если и потратиться на трансфер, организация всего это мероприятия может превратиться в сущие муки. Особенно если вы не собираетесь потом торговать этими машинами на родине.
- Знание японского или постоянная поддержка переводчика - неотъемлемая часть процесса покупки. Нужно уметь читать аукционные листы, разбираться в японских юридических документах.
- Приобрести лот на островах и даже оформить его отправку в порт РФ - это только половина дела. Потом следует этап оформления транспорта у нас. А это целый ряд платежей и не только. Чего только стоит проблема установки системы ГЛОНАСС (но об этом будет ниже).
Лучший вариант для обывателя, который хочет просто купить себе "японку" для личного пользования - это сотрудничество с надежной брокерской компанией.
Во-первых, они выполняют всю работу под ключ от А до Я, а также предоставляют консультации по выбранным лотам (хорошая машина или битье, например), переводят аукционные листы.
Во-вторых, услуги посредников не стоят так уж дорого, как можно подумать.
Покупка через компанию-посредника
Итак, вы не стали рисковать и выбрали путь покупки через брокерскую компанию. Большая часть из них базируется во Владивостоке, но это не значит, что туда нужно обязательно ехать для переговоров. Даже заключение договора обычно происходит дистанционно: вам присылают подписанный вариант с печатью, а вы отправляете обратно второй экземпляр со своей подписью. Готово.
Не ищите принципиально самую дешевую компанию - оцените репутацию фирм, изучив отзывы на форумах, задайте вопросы тем людям, которые успешно покупали аукционные машины и остались довольны. Надежность партнера - залог успешности всей затеи. Это сэкономит вам деньги и нервы.
Компания выбрана, договор оформлен. Как правило, брокер просит внести залог около 10% от стоимости предполагаемой машины (или как минимум 50 тыс. рублей). Эти деньги будут учтены потом при итоговом расчете, но уйдут в карман фирмы в том случае, если для вас сделали ставку, но вы вдруг отказались. Такой порядок страхует организацию и добавляет ответственности клиенту.
Так как оплата по машине в Японии производится в йенах, то вам придется конвертировать валюту в банке (не все банки могут выполнить эту процедуру) с последующим переводом на расчетный счет. Но ряд брокеров берут эту проблему на себя и просто говорят, какую сумму нужно перечислить им в удобной для вас валюте.
Когда отношения оформлены, а на депозите появились деньги, можно приступать к выбору автомобиля. Для этого клиент заходит на сайт своего посредника и смотрит актуальные вариант в разделе онлайн-аукционов. В каталоге можно узнать дату, на которую назначены торги, посмотреть фотографии и общую оценку состоянии (обычно рассматриваются лоты с оценкой 3,5-4). Отобрав пять наиболее понравившихся вариантов, отправьте этот список своему менеджеру - он бесплатно проверит аукционные листы (чаще всего это как раз пять аукционников в день), а также даст ценные советы по выбранным машинам.
Пару слов о лотах с оценкой R
Так отмечаются восстановленные кузова, которые сохранили свои характеристики (машины после мелких ДТП). Они могут выглядеть отлично, будучи отремонтированными в хорошем сервисе, но стоить заметно дешевле аналогов. Такие варианты также можно рассматривать, но пристально - с переводом аукционника и консультацией менеджера. Вполне возможно, что эта машина уже продавалась на другом аукционе в виде металлолома, а теперь подается как лот "сел и поехал".
Чтобы обойтись максимально скромным бюджетом, ориентируйтесь на автомобили, требующие косметического ремонта - замены бамперов, фар, с царапинами без признаков коррозии, пятнами на обивке салона.
Такие машины стоят дешево и вам ничего не мешает потом выполнить мелкий ремонт уже дома - закрасить царапину, взять целый бампер на разборке, заменить обивку. Это будет стоить заметно меньше восстановления в японском сервисе.
Аукцион - отличная возможность взять машину дешевле рыночной стоимости. Но это не значит, что не найдется людей, готовых предложить за лот более привлекательную сумму. Поэтому при определении своей ставки учитывайте среднюю стоимость данной модели и старайтесь ориентироваться на эту цифру. Лучше не жадничать и накинуть немного сверху, чем потом кусать локти, узнав, что машина ушла покупателю, предложившему чуточку больше вас. При этом брокер постарается купить машину как можно выгоднее для вас и начнет торги с минимальной ставки. Но когда планка поднимется до оговоренной заранее суммы, брокер выйдет из торгов, так как не вправе распоряжаться бюджетом свыше обозначенных рамок.
Не тяните с подачей заявки - свои предложения стоит направлять менеджеру заблаговременно. Критическим порогом, после которого успеть никак невозможно - один час до начала торгов. Ну лучше все решать за день до аукциона.
Долгий путь домой
С того момента, когда ставка сыграла, вы становитесь владельцем машины. Точнее, для вас это право обязуется оформить посредник. После уплаты полной стоимости лота японской стороне транспорт отправляют в порт, где по дороге к кораблю потребуется несколько раз оплатить пошлины, сборы и аренду парко места. Затем следует этап транспортировки морским судном и выгрузка на российском берегу. Далее - таможенный досмотр, уплата утилизационного сбора, ввозной пошлины и прочих платежей. Отдельной проблемой с недавних пор значится ГЛОНАСС.
Ввозимые транспортные средства для дальнейшей эксплуатации должны иметь в своей конструкции кнопку экстренного вызова системы ГЛОНАСС. Для этого вы обязаны стать в очередь на заказ специального установочного комплекта и произвести установку.
Так как обычно человек ждать полгода не в силах, кнопка получается по "ускоренному" тарифу, что прописывается в конечном расчете услуг брокера.
Хорошо, если ваш партнер сразу указывает все эти расходы и не скрывает от вас полной правды. Абсолютно все компании-брокеры сталкиваются с этим вопросом на ввозе и должны обсуждать его с заказчиком.
При регистрации в органах ГИБДД инспектор может проверить, установлена ли кнопка на самом деле, или она только вписана в ПТС. Бывает так, что брокерская фирма "забывает" выполнить монтажные работы - коробка со всеми комплектующими просто лежит в багажнике. Лучший выход - обратиться в компанию или сервис уже на месте для установки ГЛОНАСС.
Что касается доставки в регионы, то с этим нет никаких проблем. Вы просто доплачиваете за услуги автовоза по реальному пробегу на пути в ваш город.
Впрочем, стоит учитывать такой неприятный момент, что кузов в пути может получить небольшие вмятины и царапины, могут сломать боковое зеркало, погнуть крыло. Такие случаи не редкость, ведь машину несколько раз фиксируют, отстегивают, потом снова затягивают на ней стропы. Но обычно до серьезных проблем не доходит, и полученный автомобиль оказывается выгодным приобретением на долгие годы.