До звонка
Прежде чем набрать указанный в объявлении номер телефона, повнимательнее посмотрите объявление. Это поможет собрать предварительную информацию и подготовиться к разговору. Обратить внимание нужно на несколько моментов.
- Кто продает: собственник, перекупщик или автосалон? По правилам многих площадок объявлений те, кто продает много автомобилей, помечаются соответствующим образом. Уважающие себя юридические лица обычно не скрываются, и оформляют аккаунт на свое название. Перекупы выступают как физические лица, но у них из-за большого количества продаваемых автомобилей обычно стоит пометка «автодилер». У частного лица такой не будет. Конечно, есть перекупщики, которые меняют сим-карты и постоянно заводят новые аккаунты. Но то, что вы общаетесь с перекупом, все равно потом станет ясно. Если он при этом пытается замаскироваться, это уже повод заподозрить недоброе.
- В каком регионе зарегистрирован номер телефона. Если не в том, который указан в объявлении – это тоже причина насторожиться. Возможно, это мошенники, которые будут разводить вас на «предоплату».
Начало разговора
Оптимально, если первая фраза, которую услышит продавец в телефоне, будет (примерно): «Здравствуйте. Машину еще не продали?». Если это зашифрованный перекупщик или автосалон, то он уточнит какую. Не обязательно, что у перекупщика будет «убитый» автомобиль по нереальной цене, но при прочих равных лучше, конечно, иметь дело с хозяевами.
Сразу спрашиваем, сколько владельцев по ПТС и записан ли человек, который машину продает, последним хозяином? Перекупщики не любят себя вписывать, поэтому могут завести «дудку», что это машина брата или жены.
Это легко проверить, если потом попросить посмотреть копии паспортов, не упускайте такую возможность. Учтите еще момент - в последнее время перекупщики стали нанимать девушек, которые отвечают на звонки и выдают себя за хозяек, но в реальности не продают авто.
Следом можно спросить в каком, в целом, состоянии находится машина, и есть ли у нее недостатки. У каждого автомобиля старше трех лет, в каком бы идеальном состоянии он не был, все равно есть какие-то минусы, и адекватный хозяин о них упомянет. Конечно, вряд ли кто-то будет сразу по телефону рассказывать о серьезных недочетах, но и ответ, что никаких проблем нет, намекнет на то, что говорящий либо не очень-то и хорошо знает машину, либо пытается вас обмануть.
Если продавец заявляет, что автомобиль не бит и не крашен, то можно намекнуть, что вы приедете на осмотр с толщиномером. Если владелец начнет после этого юлить и придумывать какие-то мелкие причины для перекраса, то это уже повод задуматься.
Уточняющие нюансы
Итак, если после первых вопросов у вас возникли сомнения, что вы разговариваете с дилером или перекупщиком, можно задать ряд уточняющих вопросов. Например, спросить, где машина обслуживалась. Те, кому есть что скрывать, наверняка скажут, что у официалов, но могут «засыпаться» на названии или адресе дилера. Хозяин машины тоже может ездить к официалам, но он в таком случае все расскажет про автосалон. Не стоит с подозрением относиться к ответам про самостоятельное обслуживание, но если продавец говорит, что ремонтирует автомобиль сам, то он должен без труда рассказывать про технические нюансы.
Для успокоения можно задать ряд вопросов, ответы на которые настоящий владелец не может не знать, но которые могут поставить в тупик перекупа, у которого нет машины перед глазами. Например, какая марка зимней резины, как называется комплектация, буквенно-цифровая модель двигателя и так далее.
Готовимся к осмотру
Если предыдущие ответы вас удовлетворили и не вызвали подозрения, то можно задать еще ряд вопросов, которые, возможно, пригодятся при осмотре. Самый первый из них – что с машиной идет в комплекте? Если сразу попросить продавца перечислить, то это лишит его возможности что-то снять с машины или припрятать, если он почувствует вашу заинтересованность. Увы, это случается достаточно часто.
Если твердо решили встречаться и осматривать машину, то напомните владельцу взять с собой паспорт транспортного средства (а заодно и спросите оригинальный ли он) и свои документы. Без их изучения одного осмотра машины будет мало. Встречу назначайте в людном месте и обязательно попросите, чтобы владелец подготовил автомобиль - как минимум, тщательно его помыл.
В завершении спросите про торг. Даже если продает владелец, с машиной все хорошо и придраться практически не к чему, всегда можно попросить хозяина немного уступить.
Если вам требуется помощь в подборе достойного автомобиля, компания Carvizor с удовольствием вам поможет. Наши эксперты возьмут всю работу на себя – от переговоров с продавцами до полной проверки авто.