Итак, друзья, продолжаем блок статей на тему самостоятельной проверки авто перед покупкой. Здесь поговорим о юридической проверке и проверке истории автомобиля, пока он находился за рубежом.
Юридическая проверка - это один из важнейших этапов проверки автомобиля перед покупкой. Авто может быть в идеальном состоянии, но если у него серьезные юридические проблемы - то грош ему цена.
Что такое юридические проблемы?
Их можно поделить условно на:
- решаемые мелкие проблемы,
- нерешаемые, но не препятствующие эксплуатации и продаже автомобиля,
- нерешаемые и запрещающие эксплуатацию и/или владение автомобилем.
Что такое решаемые мелкие проблемы?
Это проблемы из разряда запрета на регистрационные действия по причине наличия у собственника долгов, неуплаченных штрафов и т.п. Но эта проблема мелкая только в случае незначительной суммы и/или согласия продавца решить её до продажи автомобиля вам.
Если же долги большие, а продавец не оплатил их сам – то вам придется оплатить их за него, чтобы поставить авто на учёт.
Также стоит отметить, что запрет на регистрационные действия из-за штрафа продавца в 500 рублей может «выпить» кучу вашей крови из-за проблем при обмене информацией между гос. ведомствами: как правило это ГИБДД и ФССП (Федеральная служба судебных приставов). Вроде все оплачено, у ФССП нет вопросов к продавцу – а запрет в ГИБДД все равно не снят. Поэтому крайне рекомендую либо воздержаться от покупки автомобиля даже с незначительными проблемами, либо отдавать за него деньги только после того, как продавец решит эти проблемы.
Что такое нерешаемые, но не препятствующие эксплуатации и продаже автомобиля проблемы?
К таким проблемам могут относиться: изменение или уничтожение маркировки номерных агрегатов (кузов, рама) вследствие коррозии, ДТП, возврата автомобиля владельцу после угона и т.д. Данные проблемы не препятствуют эксплуатации и продаже автомобиля только в случае наличия результатов криминалистической экспертизы и/или постановления суда, в котором четко прописано, что автомобиль можно эксплуатировать и продавать без каких-либо ограничений.
Но имейте в виду, что автомобили с такими проблемами должны стоить меньше среднерыночной цены. Также будьте готовы, что при постановке на учет такого автомобиля у сотрудников ГИБДД возникнут вопросы и подозрения. В случае наличия законной экспертизы, которая разрешает эксплуатацию и продажу автомобиля, вам его поставят на учет, но, скорее всего, придется «побегать». Я рекомендую воздержаться от покупки таких авто, т.к. у вас наверняка возникнут проблемы с его дальнейшей продажей.
Если вы все-таки надумали купить такой авто - обязательно свяжитесь с органом, который выдал экспертизу и/или решение суда, и убедитесь в законности этих документов. В последнее время очень много поддельных экспертиз, которые делают для того, чтобы продать авто с нерешаемыми проблемами. О них в следующем пункте.
Что такое нерешаемые и запрещающие эксплуатацию и/или владение автомобилем?
Такие проблемы встречаются намного чаще, чем вы можете себе представить. Самая распространенная из них - изменение маркировки номерных агрегатов угнанных или незаконно ввезенных автомобилей.
Я крайне не рекомендую покупать такой автомобиль. Но о наличии таких проблем можно узнать лишь при осмотре машины специалистом, который разбирается в этом и имеет соответствующее оборудование. Когда такие проблемы уже «вскрыты», и на такой автомобиль ГИБДД «поставила крест» (занесла в базу данных информацию об аннулировании регистрации) - их продают как «авто без документов». Если предыдущие типы юридических проблем достаточно легко проверяемы, и, скорее всего, о них вам расскажет сам продавец, то с этим типом всё намного сложнее. Он самый тяжело определяемый и самый «дорогой» в случае необнаружения. По сути, пропустив такую проблему, вам останется только продать автомобиль по запчастям или как авто «без документов», и то только в случае, если этот авто не окажется угнанным (тогда его придется вернуть законному владельцу).
Проверка истории авто на территории РФ
Итак, вы немного узнали о том, какие бывают юридические проблемы, и чем они чреваты. Давайте теперь расскажу, какую информацию позволит узнать юридическая проверка, хотя ее правильней назвать проверка истории авто во время нахождения на территории России.
По VIN-номеру (номеру кузова) узнать можно следующее:
- Количество собственников.
- Наличие ДТП по базам данных ГИБДД.
- Наличие запретов на регистрационные действия.
- Наличие угонов (прошлых и настоящих).
- Сведения о прохождении техосмотров.
- Сведения о страховых полисах (действующих и недействующих).
- Информацию о ремонтных работах у дилеров и в сетевых автосервисах.
- Информацию о комплектации и точной дате выпуска автомобиля.
Проблема в том, что в базах часто предоставлена неполная информация.
Объединение баз данных различных структур постоянно совершенствуется, поэтому будем надеяться, что этот перечень информации будет только расширяться.
Итак, какими сервисами я рекомендую воспользоваться? Вот они.
1. Сайт ГИБДД - www.gibdd.ru
Заходим на сайт ГИБДД в раздел «Сервисы». В подразделе «Проверка автомобиля» вводим VIN-номер (номер кузова) и смотрим историю регистрации автомобиля, наличие фактов ДТП, проверяем по угонам и наличию ограничений на регистрационные действия.
Хочу сразу предупредить, что информации от ГИБДД не стоит доверять на 100 %. Казалось бы, ГИБДД - это первоисточник, но мы иногда сталкиваемся с несоответствием данных на сайте ГИБДД реальности. Поэтому рекомендую перепроверять информацию по другим сервисам.
2. Сайт ФССП (Федеральная служба судебных приставов) - www.fssprus.ru
Данным сервисом мы проверяем не автомобиль, а собственника. Тут важно понимать – именно собственника, т.к. очень часто продает автомобиль не собственник. Собственником считается человек, который указан в ПТС, и на его имя автомобиль поставлен на учет в органах ГИБДД. Если на собственнике будет «висеть» исполнительное производство, то запрет регистрационных действий на автомобиль может прийти в органы ГИБДД в любой момент. Будет очень неприятно, если вы проверите автомобиль по базе ГИБДД, убедитесь в его «чистоте» по этой базе и приобретёте, а через пару дней придёт запрет на регистрационные действия по данной машине. Поэтому важно проверять не только автомобиль, но еще и его собственника.
Итак, заходим на сайт судебных приставов/сервисы/банк данных исполнительных производств, указываем ФИО собственника и область, в которой он прописан. Вам будет показан список исполнительных производств по этому человеку, если таковые найдутся. Если исполнительные производства будут найдены, то советую, в случае покупки, рассчитываться за автомобиль после перерегистрации в органах ГИБДД.
3. Реестр залогового имущества - www.reestr-zalogov.ru
В нашей стране существует реестр залогового имущества. В этот реестр должно попадать все движимое и недвижимое имущество, которое является залогом. Т.е. любой банк, который выдал кредит под залог автомобиля, должен внести эту информацию в реестр залогового имущества. Банки всю эту информацию исправно вносят (если её не внести – они не смогут забрать залоговое имущество в случае неоплаты кредита). Замечу, что забрать залоговый автомобиль за неуплату банк может и у нового хозяина.
Но как быть, если кредит под залог автомобиля выдал какой-нибудь ломбард? Тут все немного сложнее, ломбарды крайне редко вносят эту информацию в реестр залогов. Поэтому невозможно на 100 % проверить, числится ли авто в залоге по каким-либо долговым обязательствам. Но по закону ломбард тоже должен вносить информацию в реестр залогового имущества. Поэтому, в случае возникновения проблем, суд, скорее всего, будет на стороне покупателя залогового автомобиля, который не внесли в реестр.
Для того, чтобы проверить авто по реестру залогов, необходимо зайти на сайт www.reestr-zalogov.ru в раздел «Найти в реестре», выбрать пункт «По информации о предмете залога», ввести VIN-номер, номер шасси или номер кузова и нажать кнопку «Найти». Вся найденная информация отобразится на вашем экране.
Стоит держать во внимании, что автомобили возрастом до 3-х лет наиболее часто оказываются в залоге, т.к. их чаще берут в кредит.
Особое внимание также стоит обращать на те автомобили, которые имеют дубликат ПТС. Большинство банков при оформлении автомобиля в качестве залога забирают оригинал ПТС. Нерадивые должники при желании продать залоговый автомобиль идут в ГИБДД, получают дубликат ПТС, и с этим дубликатом продают автомобиль. Дубликат ПТС обычно помечается таким штампом:
Но иногда такие штампы органы ГИБДД забывают ставить, поэтому крайне полезно свериться с датой выдачи ПТС и с гос. органом, который выдал эту ПТС. Следует помнить, что в нашей стране ПТС могут выдавать только 3 вида организаций: заводы изготовители, таможенные органы, органы ГИБДД. Так вот, если первые 2 вида организаций выдают оригинальные ПТС (первая ПТС в жизни транспортного средства), то органы ГИБДД выдают оригиналы ПТС только для самостоятельно собранных транспортных средств. В остальных случаях ПТС, выданные ГИБДД, являются дубликатами.
4. Портал АВТОКОД - avtokod.mos.ru (для авто, зарегистрированных в Москве и МО)
Для получения более полной информации необходимо зарегистрироваться на этом портале.
Если рассматриваемый вами к покупке автомобиль был зарегистрирован на территории Москвы или Московской области, я очень рекомендую проверить его через этот портал. Это бесплатный государственный сервис. Ниже приведен пример отчета с этого сайта:
Как вы можете видеть, информации там довольно много.
5. Сервис NOMEROGRAMM - www.nomerogram.ru
Об этом сервисе подробнее вы можете прочитать в первой части статьи . Если кратко, то этот сервис по гос. номеру автомобиля ищет фотографии в интернете (соц. сети, порталы по продаже б/у авто и т.д.). Как правило, поиск выдает фото автомобилей со ссылкой на страницу, где была опубликована эта фотография. Очень удобно таким образом находить объявления предыдущих владельцев о продаже искомого автомобиля.
6. Платные сервисы по проверке истории авто на территории РФ
Итак, выше я рассмотрел бесплатные сервисы. Далее расскажу о платных, которые иногда содержат больше информации. Таких сервисов множество, с разной стоимостью и объемом предоставляемой информации. Я перечислю некоторые из них.
- Телеграм-бот AVinfoBot.
- Сервис АВТОКОД.
- Сервис АВТОТЕКА.
- И подобные.
По способу работы все эти сервисы примерно одинаковые: надо ввести VIN-номер и нажать «Найти». Сервис находит информацию, показывает краткий отчет (с основной информацией об авто) и предлагает оплатить полный отчет. Вы оплачиваете – и вам приходит файл с отчетом на электронную почту.
Стоимость электронного отчета в подобных сервисах варьируется от 100 до 500 рублей за один автомобиль. Некоторые из них могут выдавать информацию о проводившихся ремонтных работах. Это очень ценная информация, но, к сожалению, она доступна только для некоторых автомобилей с VIN-номером. Для автомобилей с FRAME-номером такой информации практически нет. Что касается автомобилей с FRAME-номером (номером кузова) – это, как правило, японские автомобили.
Для таких автомобилей в основном можно восстановить немного информации с открытых источников (база ГИБДД, база судебных приставов). С недавнего времени в реестре залогового имущества появилась возможность «пробивать» по номеру кузова. Не так давно даже в ГИБДД не было возможности проверить автомобиль с номером кузова.
Проверка истории авто за пределами РФ
Давайте теперь расскажу про историю автомобиля за пределами нашей страны. Такую проверку стоит выполнять только в том случае, если автомобиль был ввезен в Россию не новым, а бывшим в употреблении. В других странах ведь тоже существуют базы данных, которые хранят историю об автомобилях, пробегах, владельцах, страховых случаях, ремонтных работах и т.д. Чаще всего, такая информация очень полезна, особенно в плане проверки пробега, проверки состояния автомобиля в момент продажи, просмотра истории проведения ремонтных работ.
1. История авто в США
В США есть несколько коммерческих сервисов, которые собирают, обрабатывают и продают информацию об истории автомобиля (ремонты, ДТП, страховые случаи и т.д.). Самые распространенные из них - это Carfax и Autocheck. Русскоязычных сайтов, предоставляющих возможность проверки данных авто, также достаточно много. Стоит понимать, что информация в отчёте все равно будет на английском языке, но имея хоть небольшие познания в английском языке и переводчик под рукой, без проблем можно будет всё понять. Вот так выглядит отчет Carfax:
По отчету видно, где проводились работы, какие именно, при каком пробеге.
Также в США есть аукционы, которые продают «списанную» технику. Некоторые аукционы, например, Copart, предоставляют информацию о всех своих продажах и фотографии автомобилей. Поиск можно также осуществить по VIN-номеру.
2. История авто в Европе
В Европе тоже есть различные системы сбора данных и аукционные дома, которые предоставляют на коммерческой и безвозмездной основе данные об истории автомобилей. Но, как правило, данные по разным странам Европы не объединяются в одну базу, и необходимо делать запросы по различным европейским ведомствам. Ниже приведем неполный список ссылок на сайты ведомств различных европейских государств.
- Австрия (запрос данных об автомобиле).
- Бельгия (общая информация по поводу свидетельства о пробеге CarPass).
- Великобритания (запрос данных об автомобиле и истории).
- Голландия (RDW – регистр транспортных средств Голландии).
- Голландия (VWE – информационное бюро транспортных средств Голландии).
- Испания (запрос данных об автомобиле).
- Литва (запрос данных об автомобиле, техосмотре и дорожном страховании).
- Норвегия (проверка действия техосмотра).
- Румыния (запрос данных о техосмотре автомобиля).
- Финляндия (запрос данных об автомобиле и истории).
- Чехия.
- Швеция (запрос данных об автомобиле и истории).
- Швеция (общая информация о регистрации автомобилей).
- Эстония (дорожный департамент, довольно полная информация о всех событиях автомобиля).
- Эстония (страховые случаи) .
Но перед использованием подобных сервисов нужно точно понимать, в какой стране эксплуатировался автомобиль, прежде чем попасть в Россию.
3. История Авто в Японии
В Японии практически все подержанные автомобили продаются через аукционные системы. Есть, конечно, аукционы, которые специализируются на «битье» и «утопленниках», они обычно скрывают информацию от любого желающего. Следует понимать, что японец, желающий продать автомобиль в хорошем состоянии, обязательно будет продавать его через аукцион, т.к. в этом случае есть вероятность получить за него больше денег. Поэтому, если вы слышите от перекупов фразу: «машина куплена со стоянки и поэтому она не пробивается по базе японских аукционов» - тут, скорее всего, что-то не чисто. Запомните – любой автомобиль, проданный в Японии в хорошем состоянии, должен быть с аукционным листом или описью стоянки (лист состояния и подробные фото). Исключения бывают, но они очень редки. Все остальное, скорее всего, с какими-то проблемами.
Аукционный лист выглядит примерно вот так:
На этом листе мы постарались показать ту, информацию, которую японцы обычно указывают в аукционном листе. Подробнее вы можете почитать об этом в нашей статье о расшифровке аукционного листа.
Сайтов по восстановлению аукционной истории автомобилей достаточно много. Количество аукционных систем, по которым проверяют информацию эти сайты, тоже достаточно разнится. У нас есть доступ к очень широкому перечню аукционных домов, в том числе и к закрытым стоянкам и аукционам, специализирующихся на «битье» и «утопленниках».
Заполните форму или позвоните - и мы поможем восстановить информацию об автомобиле по Японии/США/Европе.
Ну вот, это краткое описание тех действий, которые необходимо сделать при проверке юридической чистоты автомобиля. Я уверяю вас, сделав только это, вы сможете «отсеять» большинство неподходящих вариантов и сэкономить свое время и деньги.
Читайте нашу следующую часть статьи «как проверить автомобиль перед покупкой самостоятельно».