Безопасность автомобиля принято делить на активную и пассивную. Активная безопасность – совокупность характеристик, направленных на предотвращение ДТП. На нее влияют конструктивные характеристики машины (управляемость, работа тормозов, обзорность) и наличие электронных систем (антиблокировочная, стабилизации, антипробуксовочная, помощь при старте, блокировка дифференциала и т.д.).
Пассивная безопасность – это меры, предпринятые автопроизводителем для уменьшения последствий ДТП для водителя и пассажиров. Сюда относятся ремни и подушки безопасности, травмобезопасные педали и рулевая колонка, деформируемые элементы кузова, брусья в дверях и так далее.
Будучи во власти стереотипов, большинство водителей оценивает автомобиль только по пассивной безопасности, то есть думает больше о последствиях ДТП, а не о том, как его предотвратить. Популярные краш-тесты тоже оценивают только пассивную безопасность, которая благодаря такому подходу стала считаться приоритетной.
На самом деле все начинается с активной безопасности, а в этом плане самым продвинутым можно считать тот автомобиль, который имеет запас по динамике разгона, замедления и сцепных свойств на дороге. На такой машине гораздо больше шансов избежать ДТП. Правда, все это поможет, только если за рулем адекватный водитель, который знает возможности машины и может реализовать их в экстремальных ситуациях.
К счастью, законодательные органы правильно расставляют приоритеты. Например, в России нет обязательного требования оснащать машины подушками безопасности (хотя даже базовые версии дешевой Lada Granta имеют одну подушку), зато уже два года в нашей стране нельзя продавать новые легковые автомобили без системы ABS. В Европе пошли еще дальше - там даже в базовой версии автомобиль должен быть оснащен ESP (система динамической стабилизации). У нас в стране такого пока нет, но, надеемся, и в России скоро к этому придут.
Еще одна важная характеристика, имеющая прямое отношение к безопасности, но о которой редко задумываются водители – центр тяжести. Чем он ниже, тем устойчивее автомобиль на дороге и тем меньше шансов у него перевернуться при резком маневрировании.
Вместо этого многие считают, что безопасность определяет размер автомобиля, мол, в большой машине ничего не страшно. Иногда это правило работает, но далеко не всегда. Грамотно сконструированная малолитражка благодаря зонам деформации может оказаться безопаснее для пассажиров и водителя большого и кондового джипа, у которого вся энергия от удара не растворяется в кузовных деталях, а передается на водителя. Да, такой внедорожник гораздо меньше пострадает в ДТП, но какой от этого будет толк, если восстанавливать машину будет некому.
Так что можно сказать, что основные характеристики безопасного автомобиля – это
• динамика ускорения,
• динамика торможения,
• низкий центр тяжести,
• хорошие сцепные свойства шин,
• конструктивная способность поглощать удар
• и, конечно, количество подушек безопасности.
И помните главное - какими бы характеристиками не обладал автомобиль, они все равно не помогут, если водитель не готов к возникновению нестандартной ситуации или даже сам ее провоцирует.
Почему стоит проверять автомобиль перед покупкой
5 важных правил для автомобилистов