Зима уже близко и вот-вот ударят первые морозы. А пока на дворе межсезонье, самое время подготовить автомобиль к зимней эксплуатации. Сделать это несложно, зато предсезонка максимально снизит риски внезапных поломок и даже избавит от последующих за ними проблем. А вместе с этим повысит качество эксплуатации машины и увеличит уровень вашей безопасности. История знает много случаев, когда неисправность автомобиля на безлюдной трассе оборачивалась для владельца и пассажиров настоящей бедой. Поэтому позаботьтесь о машине, а она будет заботиться о вас.
Поставьте правильные зимние шины
Российская Федерация занимает огромную территорию, 70% которой расположено в зоне Крайнего Севера или в регионах, приравнённых к нему. Например, Приморский и Хабаровский края, а также Амурская область – это местности, приравнённые к районам Крайнего Севера. Зимы здесь суровые, а значит без зимней резины эксплуатировать автомобиль сложно, и более того, – невозможно по закону (пункт 5.5, Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств»). Современный рынок предлагает автовладельцам 2 типа зимней резины:
- Скандинавская: шипованная
- Европейская: фрикционная
По структурному составу эти колёса одинаковые. У обоих типов глубокий рисунок протектора и многочисленные ламели. Просто одни шипованные, а другие нет. Правда в зависимости от производителя состав резины может отличаться. Например, в одних больше силики (диоксид кремния), а в других меньше.
Поскольку мы живём в районах Крайнего Севера, то разумнее ставить шипованные покрышки. Но если вы эксплуатируете машину в городе, где регулярно чистят дороги, то можно рассмотреть установку фрикционной резины (липучки). Благодаря ламелям и фигурным шашкам протектора она обеспечивает хорошее сцепление с зимней дорогой, что повышает качество управляемости на снегу и льду; снижает риски слэшпленинга и аквапланирования на снежной «каше».
Вот ещё несколько советов по колёсам:
- Ставьте на зиму шины с узким протектором и высоким профилем. Уменьшенное пятно контакта повышает сцепление с дорожным полотном, а высокий профиль добавляет амортизирующих характеристик. Например, летом 255/70 R16, а зимой 195/85 R15. (Ориентируйтесь на рекомендации производителя машины)
- Если в протекторе осталось менее 50% шипов, то купите ремонтные шипы и прошипуйте колёса в старые посадочные колодца
- Минимальная глубина протектора, допустимая к эксплуатации, не менее 4 мм
- Возраст шин не более 5 лет (маркировка даты производства есть на боковине)
- При покупке шин учитывайте их индексы скорости и нагрузки (на боковине)
И ещё! Если покупаете новые шипованные покрышки, то обязательно их обкатайте. Да, да, – обкатайте. Надо проехать всего 500–600 км без пробуксовок и экстренных торможений, при этом не превышая скорость до 80 км/ч. (Не обязательно маршем, а постепенно). Обкатка позволит шипам занять свои места в посадочных колодцах и выдавит из-под основания излишки масла через специальные каналы в шашках протектора. (Шипы на заводе сажаются с маслом). Благодаря этому шиповка не растеряет «когти» в первые 2 зимы и будет служить долго.
Проверка аккумулятора
В аккумуляторной батарее со временем снижается плотность электролита. Если в тёплое время года низкой плотности хватает вырабатывать силу тока для прокрутки стартера, то зимой пониженные параметры повышают сопротивление, а свинец пластин не полностью вступает в реакцию из-за недостатка кислоты. В запущенных случаях слабый электролит может замёрзнуть, достаточно морозу приударить до 8–16°С. Поэтому для зимней эксплуатации АКБ с низким КПД не годится.
Запишитесь в автосервис, где есть аккумуляторщик диагностики батарей. Он определит: требуется или не требуется вашей АКБ замена; можно ли обойтись сменой старой кислоты на новую. Касаемо необслуживаемых АКБ, – производители рекомендуют менять их через каждые 5 лет. Хотя по ГОСТ 959-2002 их «жизненный» цикл определяется так:
- средний срок службы 48 месяцев (не менее 4 лет)
- пробег не более 100 000 км
- наработка 3 000 моточасов
В то же время вы можете самостоятельно проверить необслуживаемый АКБ, но для этого придётся купить измеритель ёмкости. Его средняя цена 2 500 руб. Работает прибор по номинальным параметрам ёмкости, и выдаёт процент оставшейся электрической энергии в процентах. Например, 75–80%. Это норма. АКБ считается непригодной к эксплуатации, если текущая ёмкость менее 50% от номинальной.
Проверьте антифриз на морозостойкость
Для проверки охлаждающей жидкости на морозостойкость вам понадобится рефрактометр. Это прибор, который можно купить за 1300–1700 руб. Но, чтобы не тратить лишние деньги, попросите мастера автосервиса сделать проверку. Минутное дело, за которое с вас не возьмут больше 100 руб.
Зачем проверять антифриз? Затем, что большинство из них замерзает (кристаллизируется в шугу) при температуре -25°или -35°C, хотя производитель уверяет о морозостойкости -40°C -45°C. А к замерзающим антифризам нужно относиться с опаской. Их эксплуатация может привести к повреждению насоса системы охлаждения или привода этого насоса. При сильном замерзании могут разорваться патрубки, а в головке блока цилиндров образоваться микротрещины. Всё-таки антифриз – это смесь этиленгликоля с водой, в пропорции 50% на 50%.
Для условий Крайнего Севера рекомендуется использовать антифриз с массовой долей гликоля 60%. Температуры замерзания такой смеси падает до 55–65 градусов ниже нуля. Чтобы быть максимально уверенным в качестве охлаждающей жидкости, приготовьте её самостоятельно. Для этого купите концентрат антифриза и дистиллированную воду, после чего смешайте эти компоненты в пропорции 60% на 40%.
Например, можете использовать Liqui Moly G11 или Mobil Antifreeze, которые разбавляются даже обычной водопроводной водой и при этом полностью сохраняют свои свойства и защищают всю охлаждающую систему автомобиля.
Содержание концентрата в смеси, % | Температура замерзания антифриза, °C |
---|---|
100 | -12 |
95 | -22 |
90 | -29 |
80 | -48 |
75 | -58 |
67 | -75 |
60 | -55 |
55 | -42 |
50 | -34 |
40 | -24 |
30 | -15 |
Кстати, доливать концентрат иной ОЖ в другой нельзя. Известны случаи, когда при подобном смешивании часть присадок конфликтовала и выпадала в осадок. Старайтесь не использовать дешёвые концентраты, поскольку второй компонент ОЖ – вода, может вызывать накипь. Потому что при рабочей температуре 100°C и выше, вода будет выпадать в осадок. В результате на трубках образуется налёт из твёрдых частиц, а он неблагоприятно сказывается на всей системе охлаждения и является благотворной средой для образования коррозии.
Ещё обязательно осмотрите патрубки и хомуты! Трещины на резине недопустимы. Такие патрубки необходимо заменить. Ржавые и окислившиеся хомуты тоже подлежат замене на новые.
Промойте пневмобаллоны
Вся «пневма» не любит зиму. Примерно 25% владельцев авто с пневматической системой испытывают проблемы с работой подвески в морозы. Главный враг – конденсат. Во-первых, он замерзает. Во-вторых, создаёт среду для образования коррозии. В результате начинают сбоить: ресивер, обратный клапан, датчик давления или электромагнитные клапаны-распределители, начинаются проблемы с электропитанием (особенно актуально для Lexus GX470 в кузове UZJ120).
Если самостоятельно проверить и почистить всю систему вы наверняка не сможете, то помыть пневмобаллоны вам под силу. Поднимите автомобиль домкратом, как можно выше, и нанесите на п/подушки автошампунь с помощью мойки (ручной, электрической). Подождите 10–15 мин, пока грязь не откиснет, а затем промойте подушки водой. Просушите и распылите на них силиконовую смазку. (Для п/подушек из натуральной резины – MRoad, Rubena, Dunlop, есть положительный опыт использования силиконовых смазок). Плёнка на основе эластомеров защитит резину от агрессивных реагентов и продлит ей срок службы.
Если будете обслуживать всю пневматическую систему перед зимой, то добавьте в ресивер 100 мл пневмоантифриза (ПАФ) любой марки, например, Astrohim, Ravenol, Mannol и других. Это спиртосодержащая жидкость растапливает лёд и предотвращает обледенение.
Проверьте полный привод (4WD)
Почти все японские и корейские полноприводные кроссоверы оснащаются электромагнитной муфтой подключения заднего или переднего моста (зависит от конфигурации трансмиссии). Пока машина эксплуатируется летом, владелец не задумывается о работоспособности свободной оси. Но когда выпадает первый снег и ему необходимо подключить дополнительную ось для повышения проходимости, мост предательски не подключается.
Чтобы избежать такого неприятного сюрприза, попросите мастера автосервиса на сезонном ТО проверить электромагнитную муфту:
- Всё ли в порядке со штекерами
- Исправно ли работают датчики ABS
- В каком состоянии подшипник корпуса муфты и сальник
- Не окислились ли контакты предохранителя блока управления полным приводом
- В каком состоянии находятся шлицы чашки дифференциала (особенно Kia, Hyundai)
Сама диагностика неисправности электромагнитной муфты не слишком сложная, поскольку узел находится снаружи корпуса редуктора. Кстати, именно его наружное размещение часто становится фактором поломки. Например, система 4WD на Nissan X‑Trail-2 не любит покатушек по бездорожью, поэтому при первом удобном случае электромагнитная муфта подключения задних колёс ломается о камень или ветку. Если вы ездили осенью в лес за ягодами, грибами или на охоту, то обязательно проверьте полный привод перед зимой.
Дополнительные советы:
Вдобавок к 5-и советам мы бы хотели предложить вам ещё несколько рекомендаций, которые помогут подготовить машину к зимней эксплуатации.
- Проверьте топливный бак на наличие воды
- Замени свечи зажигания (накаливания для дизеля)
- Поменяйте моторное масло и трансмиссионную жидкость в КПП
- Уложите на пол резиновые коврики, тип «ванночки», взамен тканевых
- Подкрасьте царапины и сколы на кузове, или точечно затампоньте их мовилем
- Обработайте резиновые уплотнители дверей и багажника силиконовой смазкой
- Проверьте электрику (обогревы стёкол, лампочки, дворники, насос омывателя и т.д.)
- Положите в багажник: щётку для снега, буксировочный трос, лопату и провода для «прикуривания»
- Положите в багажник: валенки и утеплённый костюм (брюки, куртка, шапка, рукавицы)
- Положите в багажник набор гаечных ключей и запасные свечи зажигания
И ещё, если фары потускнели (проблема многих современных авто), то отполируйте их, что улучшит видимость дороги в тёмное время суток. Старайтесь держать топливный бак наполовину полным или чуть более. Это в свою очередь снижает риски образования конденсата.
Очень полезная информация! Чтобы растворить воду в бензобаке, необходимо залить в него 200-500 мл чистого спирта (этанола). Смешавшись с водой спирт образует смесь, по плотности близкой к бензину, которая не замерзает и сгорает. (Этот лайфхак подходит и для дизельных моторов).
Заключение
Перед наступлением зимы позаботьтесь о своём автомобиле, и он позаботится о вас в морозы. Сезонное обслуживание совсем несложное и не потребует каких-либо серьёзных издержек. Большую часть адаптивных мероприятий можно сделать самостоятельно. Ну а если ремонт каких-либо узлов неизбежен, что выявит «межсезонка», то он бы потребовался в любом случае. Зато предусмотрительная подготовка машины к зиме позволит сократить риски внезапных поломок в морозы, особенно на безлюдной трассе. А здесь уже речь о вашей личной безопасности.
Зимой за рулём автомобиля, как и летом, можно испытать положительные эмоции от вождения.