ORGANIZATION_NAME
Полезные советы

Стоит ли брать машину с чип-тюнингом?

Нередко можно увидеть объявления о продаже автомобилей с припиской "чип-тюнинг". Владелец подает это как плюс машины, дескать, увеличенная тяга, скорость, низкий расход бензина.

Многие готовы переплачивать за чипованный движок точно так же, как и за дополнительную шумоизоляцию кузова. Но стоит ли так делать - можно ли покупать машину с перепрошитым блоком управления двигателем? В этой статье мы разберемся с природой такой процедуры, ее результатом и рисками.

Смысл чип-тюнинга

Чип-тюнингом называют вмешательство в программное обеспечение ЭБУ автомобиля. Программист ателье заменяет заводскую прошивку "мозгов" двигателя новым ПО, которое идет с другими настройками впрыска, оборотов и прочих параметров. Что это дает? В первую очередь, другая калибровка снимает с мотора оковы экологичности - происходит так называемое "раздушивание", когда двигатель сжигает топливную смесь без оглядки на жесткие нормы токсичности. Это снижает его экологичность, но повышает резвость. На деле водитель ощущает улучшенный разгон, более заметный подхват на "низах". Также может снизиться расход топлива, но об этом ниже.

Стоит ли брать машину с чип-тюнингом?

Прошивки условно делятся на три группы:

  • оптимизирующие или универсальные;
  • для экономии;
  • для динамики.

Оптимизирующий софт улучшает характеристики штатной прошивки, соблюдая баланс между ресурсом двигателя, повышением мощности и расходом бензина (дизеля). Это позволяет избавиться от мелких косяков стандартной программы вроде турбоямы, задержки при нажатии на педаль газа или переключении передач. Также универсальное решение убирает искусственный барьер в виде подгонки под новые нормы токсичности выхлопа. Последнее нередко происходит, когда автопроизводитель пытается вписать в обновленные стандарты свои старые двигатели без конструктивных изменений. Прежнюю конфигурацию "душат", в результате чего она меньше выбрасывает в атмосферу вредных веществ, но просто за счет снижения активности поршневой системы.

"Экономичные" прошивки делают упор на снижение расхода. Достигается это за счет ограничения динамических характеристик и оптимизации настроек экологичности выхлопа. С одной стороны, ателье повышает КПД мотора, с другой - не позволяет водителю выжимать из машины максимум возможностей. Другой крайностью являются "трековые" версии софта: вместо заводского ПО заливается прошивка с повышением мощности, максимального крутящего момента в пределах технических возможностей двигателя. Такое волшебство помогает обставить всех на светофоре и чувствовать уверенность при обгонах на трассе, но обратной стороной медали может стать нервное поведение в городе.

Что меняется в автомобиле?

В узком понимании чип-тюнинг подразумевает только перепрошивку "мозгов", то есть все изменения происходят на программном уровне. Но для максимального эффекта многие любители драйва идут на комплексный тюнинг с заменой выхлопной системы и модернизацией коробки передач, турбины. Это продиктовано не только дополнительной отдачей за счет увеличения пропускной способности каналов и выбрасывания всего "лишнего". Повышение мощности без адаптации других узлов способно привести к разладу в системах автомобиля и поломкам. Поэтому серьезные ателье советуют подходить к вопросу чипования комплексно.

Стоит ли брать машину с чип-тюнингом?

Почему автопроизводители сами не делают "правильное" ПО

Бытует мнение, что компании сознательно занижают возможности своей продукции, преследуя сразу несколько целей:

  • заставить вас купить более дорогую модель, которая едет быстрее этой, хотя и малолитражный мотор позволяет получить приличную динамику;
  • угодить борцам за экологичность, которые требуют от силовых установок немыслимой чистоты выхлопа;
  • оставить зазор для будущего улучшения в рамках рестайлинга или нового поколения модели.

Также нередко автолюбители считают, что на заводе сидят не самые умные люди, и сделать нормальную доводку двигателя им не позволяет квалификация, опыт, врожденные таланты. Находятся и сторонники теории всемирного заговора, согласно которому автоконцерны повторно зарабатывают на выпуске и продаже тюнинговых прошивок через ателье и сторонние сервисы. Но на деле причина такой разницы между штатными и альтернативными настройками моторов оказывается более простой.

Как чип-тюнинг влияет на ресурс узлов

Перепрошивка негативно сказывается на двух вещах: экологичности автомобиля и его долговечности. Но если на первое многие водители готовы закрывать глаза, то второй момент беспокоит практически всех. Особенно тех, кто покупает такую машину на вторичном рынке. Чем больше нелегальных "лошадок" снимает тюнер с заводской конфигурации мотора, тем меньше остается запаса ресурса. Особенно актуально это в отношении дешевых прошивок, которые можно купить по цене до 10 тыс. руб. Зачастую такое ПО даже не обкатывают в реальных условиях - разработчики довольствуются компьютерной моделировкой и максимум испытаниями на диностенде.

Стоит ли брать машину с чип-тюнингом?

Крупные сети тюнинг-ателье тратят много времени и средств на тесты. Машины испытывают на треке, шоссе, в городских пробках на протяжении сотен тысяч километров. И только после этого софт поступает в продажу с гарантией: если в течение 20-30 дней с момента установки владелец передумал, тюнеры бесплатно вернут заводское ПО и даже деньги. А это не меньше 30 тысяч за качественную прошивку. Также дается пожизненная гарантия на сбои в системе - если программа "слетела" или глючит, то сервис бесплатно сделает обновление.

И все же ресурс силового агрегата сокращается, это неизбежный процесс, продиктованный повышенной отдачей. Металл больше нагревается, увеличенные обороты убивают подшипники и ролики, рост давления портит уплотняющие элементы. Кроме того, на чипованных авто рекомендуют чаще менять масло, ремни и смириться с тем, что турбины будут жить в полтора, а то и в два раза меньше. Последние страдают от масляного голодания, разрушения крыльчатки, перегрева и заклинивания вала.

Чип-тюнинг дает прирост отдачи до 10% на атмосферных моторах и до 40-50% на турбированных. Но примерно на столько же повышается скорость износа многих узлов, включая поршневую группу, клапаны, выхлопную систему и трансмиссию.

Проблема коробки передач

Прививка бодрости не только повышает риск перегрева мотора, масложора, потери герметичности сальников, но и приказывает долго жить трансмиссии. Нужно понимать, что коробки передач конструктивно не рассчитаны на рост крутящего момента, шестерни попросту ломаются. Конечно, есть и некоторые исключения - когда производитель внедряет КПП с запасом прочности под большие моторы. Но без адаптации трансмиссионные детали, приводы, дифференциалы выходят из строя гораздо быстрее.

Стоит ли брать машину с чип-тюнингом?

В первую очередь страдает сцепление, которое придется менять вдвое чаще. Также изнашиваются компоненты, отвечающие за главные передачи. Увеличившийся крутящий момент уверенно выводит из строя все коробки, будь то "механика", роботы вроде DSG или "автомат". В лучшем случае владельцу придется привыкнуть к частому ремонту и преждевременной замене расходных материалов. Само собой, следует сократить интервал замены трансмиссионного масла.

Чем грозит покупка машины с чип-тюнингом

Ниже приведены основные неудобства, с которыми нередко сталкиваются покупатели чипованных автомобилей:

  • Выход из строя комплекта сцепления и деталей коробки передач.
  • Повышенный расход топлива и масла.
  • Резкий запах выхлопных газов.
  • Нервное поведение мотора при разгоне.
  • Толчки и вибрации при переключении передач.
  • Общее снижение ресурса силового агрегата.
  • Поломка турбины.
  • Отказ катализатора (если его не вырезали при тюнинге).
  • Быстрое засорение сажевого фильтра на дизельных моторах.

Также надо помнить, что такого рода тюнинг очень не любят в официальном сервисе. Если вы отправитесь с неоригинальной прошивкой к дилеру, то высока вероятность вскрытия тайны - диагностическое оборудование выявит подмену, а в ремонте по гарантии, скорее всего, откажут. При заключении договора с тюнинг-ателье владелец всегда осведомляется о том, что все риски снижения ресурса и проблем с официалами лежат на нем. Компания не несет ответственности за поломки двигателя и отказ дилера выполнить ремонт по гарантии.

Как распознать, что автомобиль побывал в тюнинге

К сожалению, заметить перемены невооруженным глазом не получится. Обнаружить подвох могут только в брендовом сервисе, используя сканирующее оборудование. Также определить перепрошивку помогут испытания на диностенде - когда фактическая динамика сверяется с заводской калибровкой. Других способов нет. Остается лишь спросить об этом самого владельца, если он уже не сказал вам об этом прямо. Кстати, это хороший знак: когда продавец открыто заявляет о чиповке, то, скорее всего, он ею доволен. А значит, ПО работает корректно. Меньше всего следует бояться чип-тюнинга для экономии топлива - такие манипуляции могут даже наоборот продлевать жизнь агрегатам. Но все нужно уточнять и проверять.

Стоит ли брать машину с чип-тюнингом?
Обходите стороной или тщательно проверяйте автомобили, из которых владелец попытался выжать все соки. Чипование ради запредельной "максималки" и ураганного разгона неизбежно скажется на ресурсе как двигателя, так и трансмиссии. Вполне возможно, что узлы начали сыпаться и хозяин спешит избавиться от проблемной машины.

Чип-тюнинг - это весело, но всегда риск. И только вам решать, что вас тяготит больше - недостаток мощности или страх внезапной поломки.

Контакты наших филиалов

Благовещенск
ул. Пионерская, 198/4
  • Пн
    09:00—18:00
  • Вт
    09:00—18:00
  • Ср
    09:00—18:00
  • Чт
    09:00—18:00
  • Пт
    09:00—18:00
  • Сб
    09:00—18:00
  • Вс
    09:00—18:00
Хабаровск
ул. Вяземская, 11
  • Пн
    09:00—18:00
  • Вт
    09:00—18:00
  • Ср
    09:00—18:00
  • Чт
    09:00—18:00
  • Пт
    09:00—18:00
  • Сб
    09:00—18:00
  • Вс
    09:00—18:00
Владивосток
ул. Снеговая, 2Б
  • Пн
    09:00—18:00
  • Вт
    09:00—18:00
  • Ср
    09:00—18:00
  • Чт
    09:00—18:00
  • Пт
    09:00—18:00
  • Сб
    09:00—18:00
  • Вс
    09:00—18:00
Cанкт-Петербург
ул. Кожевенная линия, 30
  • Пн
    10:00—20:00
  • Вт
    10:00—20:00
  • Ср
    10:00—20:00
  • Чт
    10:00—20:00
  • Пт
    10:00—20:00
  • Сб
    10:00—20:00
  • Вс
    Выходной
Доступны выездные проверки в соседние города
Черногорск
Минусинск
Саяногорск
ул. Заводская, 1В
  • Пн
    09:00—18:00
  • Вт
    09:00—18:00
  • Ср
    09:00—18:00
  • Чт
    09:00—18:00
  • Пт
    09:00—18:00
  • Сб
    09:00—18:00
  • Вс
    09:00—18:00
Благовещенск

Наши специалисты

Бернякович Николай Владимирович
лицензия №28010316
Романенко Леонид Сергеевич
лицензия №28010217
Хабаровск

Наши специалисты

Клименко Евгений Валерьевич
лицензия №27010118
Владивосток

Наши специалисты

Авдеев Артем Юрьевич
лицензия №12501112017
Cанкт-Петербург

Наши специалисты

Филиппов Денис Сергеевич
лицензия №78010417
Павлов Андрей Валерьевич
лицензия №78100417
Абакан

Наши специалисты

Гальмиз Константин Эдуардович
лицензия №19030417
Даниленко Михаил Викторович
лицензия №19050417