И хотя транспорт не может умереть от длительного погружения в воду, проблемы из-за этого возникнут почти непременно. Вопрос заключается лишь в их количестве и серьезности. Поэтому такой автомобиль продают с ощутимой скидкой и прямо говорят о проблеме. Но что если продавец об этом молчит: как можно выявить машину утопленника и стоит ли принципиально избегать таких авто? Поговорим об этом подробно.
Откуда в Японии столько топляка
Среди праворульных машин на "вторичке" утопленных экземпляров предостаточно. И связано это с целым рядом причин. Во-первых, японцев много, и гражданский автопарк имеет соответственные размеры. А чем больше в стране автотранспорта, тем чаще он сталкивается, угоняется и топится. Во-вторых, и многие считают это главной проблемой Японии, островное государство просто так расположено - вокруг сплошная вода, куски суши маленькие, вот машины и угождают за пределы берегов.
Но на самом деле все гораздо проще и логичней, а вторую причину можно смело множить на ноль. Потому что при большом количестве машин японцы часто страдают от тайфунов и просто сильных ливней, которые не прекращаются неделями. Это и приводит к затоплению дворов, улиц, целых кварталов и населенных пунктов: людей эвакуируют, а их "Тойоты", "Хонды" и "Лексусы" остаются плавать вперемешку с илом. Из этого следует объяснение одного занятного факта - большая часть праворульных утопленников тонули в пресной воде, а не соленой, что указывается в документах. А дожди, как известно, во всех точках мира идут исключительно пресные.
ВАЖНО:
В случае с Японией есть одно немаловажное замечание. Территория очень подвержена появлению цунами, а значит, всегда есть риск, что такая волна приведет в негодность сотни и даже тысячи транспортных средств. Машины будут побиты, пропитаны морской водой, но это не мешает им пройти потом курс предпродажной подготовки и уйти во Владивосток как почти новье. Поэтому опытные любители правого руля знают, что каждое цунами в Японии - это цунами и в России, только из утопленных машин.
![Как определить и чем опасен автомобиль утопленник Как определить и чем опасен автомобиль утопленник](/upload/resize_cache/iblock/28e/822_9999999_1/image001.jpg)
Как выявить автомобиль утопленник
Самый простой и единственный верный способ обнаружить машину после большой воды - это купить ее в Японии самостоятельно. Как правило, транспорт застрахован, поэтому при наступлении страхового случая компания выплачивает владельцу стоимость имущества и распоряжается им на свое усмотрение. Точнее, страховая продает авто "как есть", выставив его на аукцион. В таком случае лот может быть не на ходу, в солевых разводах и со слоем грязи в салоне, под капотом. При оценке торговый дом обязательно узнает о "мокром" прошлом новобранца - об этом скажет его состояние и сама страховая компания, продающая машину.
СОВЕТ:
Не нужно бояться, что с аукциона вам продадут топляк под видом беспроблемной машины. В таких делах никто и никогда врать не будет (если исключить частные случаи, выходящие за рамки нормы). В Японии за подобные вещи, как и за скручивание пробега, может грозить серьезное наказание. Поэтому, чтобы не портить себе репутацию, продавец не станет скрывать факт утопления, а также сообщит глубину, продолжительность погружения в воду.
Быстро понять, что вам предлагают что-то подозрительное, можно по низкой общей оценке в аукционнике: обычно это единица - "1", но также бывает, что ставят ноль (0) или три снежинки (звездочки) - "***". Таким образом топляк помещают в один ряд со старыми машинами, жертвами гаражного тюнинга, очень ржавыми кузовами и прочим утилем. Нередко вышеуказанные оценки соседствуют с литерой "R", например R1 или R-A - это означает, что экземпляр еще и битый, но был восстановлен. Кстати, "снежинками" может отмечаться также невосстановленное битье, поэтому надо смотреть каждую такую машину более тщательно и читать замечания инспектора.
Вот мы и подошли к самому главному. Чтобы точно не попасть на топляка, нужно обязательно переводить все замечания инспектора по оценке лота. Если перед ним поплававшая машина, то в аукционном листе он напишет следующее: "沈没車". Запись означает "затонувший автомобиль". Никаких ватерлиний на кузове специалист рисовать не будет - это не его дело, так как авто в любом случае записывается в ряды аутсайдеров и требует снижения цены.
![Как определить и чем опасен автомобиль утопленник Как определить и чем опасен автомобиль утопленник](/upload/resize_cache/iblock/798/822_9999999_1/image002.jpg)
Никогда не доверяйте общей оценке как последней инстанции в выборе выгодной машины. Не забудьте перевести замечания оценщика. Потому что по факту лот может оказаться очень даже привлекательным - мотор заводится, все работает, салон вычищен. Поэтому общая оценка, скажем, "4", но есть один нюанс, и о нем проверяющий не смолчит - "утонувшая машина".
Чтобы разобраться с аукционниками, лучше заручиться поддержкой проверенных компаний-посредников и сразу сказать менеджеру, что вы не желаете стать владельцем утопленника. В любом случае фирма предоставит вам возможность бесплатно перевести определенное количество аукционных листов. Машина нравится - смело отправляйте менеджеру номер аукционника. После перевода вы сами сможете убедиться, что в замечаниях инспектор не упомянул о воде. А если такая запись имеется, то перед вами возникнет дилемма - пробивать историю подтопления или снять предложение со счета.
Как выглядит автомобиль утопленник
В числе утопших авто могут быть модели различных марок и классов, практически с любым пробегом, включая совершенно новые машины, которые проехали всего пару тысяч километров или даже не покинули территории завода. Естественно, в глазах любого покупателя это лакомый кусок, особенно если учесть, что стоимость такой "японки" в полтора-два раза меньше по сравнении с рыночной ценой.
Да, на кузове может быть грязь и слой солевых отложений, а салон может испугать глиной на сиденьях и ковриках. Но ведь кузов можно вымыть, отполировать, а для салона заказать генеральную чистку. И тогда машина будет выглядеть и ощущаться как новая - разве это не высшая степень счастья?
Минусы утопленников
Все недостатки подобного выбора скрываются под красивой оберткой - и в переносном, и в прямом смыслах выражения. Прежде всего, это сырость. Обивка салона после длительного замачивания впитывает много влаги, вода проникает в мельчайшие щели, впитывается в листы заводской шумки на полу, внутри дверей и на моторном щите. Потом все это вызывает щедрый букет неприятностей - запах сырости и коррозию.
![Как определить и чем опасен автомобиль утопленник Как определить и чем опасен автомобиль утопленник](/upload/resize_cache/iblock/e71/822_9999999_1/image003.jpg)
Кузов гниет везде - очаги ржавчины стремительно разрастаются как в типичных для "рыжиков" местах (пороги, крылья), так и на скрытых от глаз участках. Страдает металл в тех зонах, куда вода при нормальной эксплуатации обычно не проникает. Заметно сказывается пребывание в воде на креплениях: закисают и ржавеют шпильки, болты и гайки, которые затем почти невозможно демонтировать обычным способом. Кузовщики знают, что на таких экземплярах рано умирают лонжероны.
Помимо кузова в негодность приходят подшипники, сайлентблоки, втулки стабилизаторов, шаровые опоры и другие детали подвески. Несмотря на то, что ходовая рассчитана на контакт с водой на дороге, инженеры не проектируют ее с учетом постоянного погружения. В итоге смазка вымывается, вода проникает сквозь сальники, сапуны. Недолго живет и выхлопная труба - сгнивает глушитель, резонатор, катализатор.
Чем выше стояла вода, тем страшнее будут последствия. Самое неприятное начинается тогда, когда влаги хлебнул двигатель. При попадании воды в мотор загрязняется масло, которое с течением времени трансформируется в непригодную эмульсию. А если система смазки не работает как следует, трение повышается, мотор перегревается и может "стукануть" - это уже серьезные траты вплоть до замены двигателя контрактным. Причем привезенный из Японии движок точно так же может оказаться снятым с утопленника.
Ну и на десерт - электрика. Отказывать проводка вместе с датчиками и блоками управления может как сразу, так и постепенно. Если вода не приведет к короткому замыканию, сжигая электрические цепи, то все равно включит бомбу замедленного действия. Плохо загерметизированные блоки и прочие платы начнут медленно, но уверенно поглощаться коррозией - окись примется уничтожать микросхемы, которых в современных "японцах" безумное количество.
Устройства будут отказывать, работать через раз или жить собственной жизнью. В конце концов окисление убьет контакты, разъемы и даже проводку - под целой на вид изоляцией может оказаться полностью сгнивший провод.
![Как определить и чем опасен автомобиль утопленник Как определить и чем опасен автомобиль утопленник](/upload/resize_cache/iblock/e3a/822_9999999_1/image004.jpg)
Если очень хочется
Но не так страшен черт, как его рисуют. Вы можете услышать от людей много положительных отзывов об автомобилях, побывавших до этого в воде. Некоторые даже берутся утверждать, что "за три года вообще ничего не делал". Но это либо лукавство, либо не совсем тот классический топляк, который обычно подразумевают эксперты. Если машина стояла в луже по тормозные суппорты и после этого была просушена с разборкой салона, то особых проблем это и вправду не доставит. Другое дело полное погружение по самую крышу - тогда вода будет абсолютно везде, включая двигатель, генератор и стартер. Даже в бардачке и плафоне освещения.
При осознанном выборе авто с оценкой "1" постарайтесь выяснить, в каких именно условиях побывала машина - лежала в реке пару недель или же застряла в канаве и была вытянута из нее спустя четыре часа. Чем меньше была глубина затопления и продолжительность приема ванны, тем ниже риски необратимых повреждений электроники, двигателя, важных узлов.
Как уменьшить вред от утопления:
- сменить все рабочие жидкости, включая масло в двигателе и коробке, в мостах, гидроусилителе, а также антифриз;
- заказать химчистку салона с разбором обшивок дверей, стоек, потолочной консоли, напольного покрытия и обивки багажника;
- выполнить комплексную диагностику электроники, заменить сгоревшие лампочки, датчики, предохранители;
- разобрать выхлопную систему в поисках воды.
Если все это сделать, то никакой разницы в сравнении с изначально "сухим" автомобилем не будет. Но владелец должен быть всегда готов к неожиданным отказам блоков управления, навесного оборудования в подкапотном пространстве из-за коррозии и конденсата. Также не стоит удивляться загудевшим подшипникам ступиц, скрипам в подвеске, раннему "цветению" кузова - от этого никуда не деться. Это плата за низкую цену.
Как отличить уже пригнанный топляк
По слухам, около половины, если не больше, "японцев" на вторичном рынке Владивостока - утопленники. Но почти никто из продавцов не признается в этом: перекупщики давно освоили технику качественной подготовки таких автомобилей, включая промывку двигателя, сушку проводки и наведение лоска. После "гримерки" топляк практически не узнать, особенно если аукционный лист куда-то исчез или был подделан, заменен чужим. Порой отличить кота в мешке почти нереально, но есть некоторые приемы, способные помочь рядовому покупателю.
![Как определить и чем опасен автомобиль утопленник Как определить и чем опасен автомобиль утопленник](/upload/resize_cache/iblock/60a/822_9999999_1/image005.jpg)
Первое - это запах. Даже химчистка и озонирование салона не всегда справляются с проблемой. Ведь речь идет не о влаге как таковой, а о плесени. Грибок размножается в полостях кузова и особенно любит наполнитель сидений, обивку багажника, листы утеплителя и шумоизоляции, тот же войлок. В итоге при посадке за руль нос должен уловить неприятный запашок - его никуда не деть. Чтобы убедиться в верности догадки, нужно посидеть в салоне одному с минуту, закрыв все двери. Правда, продавцы знают об этом и стараются надушить машину, увешать все "елочками".
Второе - ржавчина. Искать рыжий налет нужно в скрытых от глаз местах - под сиденьем, под торпедой, за обшивкой багажника - достаточно провести рукой и оценить чистоту пальцев. В моторном отсеке ржавчина проявится на креплениях навесного оборудования, радиатора. Третье - чистое масло. Вытяните щуп и оцените его на предмет капель воды - слой смазки должен быть однородным и равномерным. Послушайте работу двигателя (нет ли странного шума).
СОВЕТ: Так как обычно проблемы с топляком начинаются зимой, когда вода замерзает, то для надежности отправляйтесь на поиски уже при наступлении морозов. Чем холоднее, тем лучше. Если машина прекрасно чувствует себя в -20, не горит "Check engine", коробка щелкает передачи без глюков, а мотор шепчет и заводится на холодную, то перед вами хороший вариант.
Выводы
Выявить утопленника можно, но сложно, так как без родного аукционного листа точно сказать о прошлом машины никто не сможет. Выход - приобретать авто напрямую с аукциона, где в замечаниях к лоту будет четко прописано: "затонувшая машина". Стоит ли такой автомобиль покупать в принципе? Скорее нет, чем да, потому что проблемы неизбежны - много мелких или пара крупных - это вопрос времени и конкретного экземпляра. Но не нужно забывать, что стоит такой транспорт почти в два раза меньше. А значит, определенный смысл в покупке есть - при условии, что вы готовы платить за экономию коррозией и глюками проводки.