Nissan Juke F15 – это первое поколение компактного кроссовера, выпускаемое в 2010 – 2019 гг. На российский рынок Джук поставлялся их двух стран: Англии и Японии. Построен на платформе «Nissan V», на которой также собираются модели Note, Tiida II, Micra-4, Leaf и другие.
Необычный образ автомобиля, копирующий концепт-кар Qazana, сразу привлёк внимание публики на Женевском автосалоне в 2010-м. Некоторые критики предрекали ему недолгий век, но их мнения оказались ошибочными. Как говорится, Джук «зашёл», как европейцам, так и североамериканцам.
В России кроссовер тоже встретили тепло, он получил широкую популярность и заслужил звание надёжного автомобиля. Между собой владельцы называют его «жуком» или «жучкой». Хотя слово Juke более суровое, оно пришло из американского сленга, где отождествляется с регбистом, бегущим с мячом через редуты соперников. Так объяснил сотрудник компании Nissan.
Кузов
Nissan Juke принадлежит сегменту компакт-каров. Его скромные габариты с лихвой окупаются просторным салоном. Здесь будет комфортно даже рослому человеку. Эргономика на высоком уровне, все под рукой, не нужно, куда-то тянуться, – все рядом. Качество лакокрасочного покрытия не завалено рекламациями. Хотя первые партии Джуков кое-где шелушились. Впоследствии этот недостаток японцы устранили.
Металл кузова обработан гальванической оцинковкой, с полным погружением в ванну, поэтому найти очаг коррозии здесь сложно, даже в местах сколов. А вот хромированные детали вспучиваются и облезают. Официалы их даже меняли по гарантии. Кроме перечисленного у «Жука» есть ещё целый ряд недостатков.
Минусы кузова и салона:
- Перестают работать кнопки на руле из-за повреждения шлейфа.
- Пластик легко царапается, а ткань салона быстро затирается.
- У возрастных машин плохо работает блок мультимедиа.
- Обшивка крыши покрывается разводами от конденсата.
- Лопаются зеркала зимой при включённом обогреве.
- Кнопка запуска двигателя периодически зависает.
- Замерзают приводы замков дверей.
- Элементы салона скрипят.
- Свистит моторчик печки.
- Запотевает оптика.
В защиту Nissan Juke стоит сказать, что все перечисленные недостатки здесь появляется спустя годы эксплуатации.
Двигатель
В Россию Nissan Juke-1 поставлялся с 2-я двигателями: атмосферный 1,6 (117 л.с.), и турбированный 1,6 (190 л.с). Хотя в модельном ряду кроссовера для других стран были: бензиновые 1,2 (114 л.с) / 1,5 (114 л.с) / 3,8 R (550 л.с), а также дизельный 1,5 (dCi 100 л.с).
Атмосферный мотор HR16DE зарекомендовал себя очень хорошо. Он прост в обслуживании, а запчасти доступны в широком ассортименте. Но главная его положительная особенность – он легко переваривает российский АИ-92. В первые годы выпуска компания Nissan отзывала Juke-1 для замены дефектного реле зажигания. Сейчас эта проблема почти не встречается.
На автомобилях после 100 тыс. км пробега могут залечь поршневые кольца, о чём собственник сможет судить по увеличенному расходу масла. Система газораспределения впускных клапанов CVTC проблем не приносит. В целом двигатель надёжный, а его мощности достаточно для маленькой переднеприводной «Жучки». Заявленный производителем ресурс мотора 200 тыс. км, но на практике он легко выхаживает 300 – 400 тыс. без капитального ремонта.
Турбодвигатель MR16DDT – это стрела, способная разогнать компактный кроссовер до 100 км/ч за 8 секунд. Правда за лихую динамику собственник заплатит повышенным расходом бензина – немногим за 10 л. Мотор оснащён системой непосредственного впрыска топлива и турбокомпрессором с охладителем наддувочного воздуха, что диктует требование квалифицированного обслуживания. Есть фазорегуляторы Twin CVTC, призванные повысить мощность и улучшить топливную экономичность. Заправлять турбо-Джука рекомендуется только на сетевых АЗС, потому что восприимчивая система подачи топлива не терпит некачественного бензина.
Таблица 1. Недостатки двигателя Nissan Juke-1.
HR16DE (1598 см³) | MR16DDT (1618 см³) |
---|---|
Повышенный расход масла | Шумная работа мотора |
Цепь ГРМ редко выхаживает 150 тыс. км |
Глючит датчик ДМВР |
Плохо запускается в морозы |
Засоряется дроссель к 70 тыс. км пробега |
Требуется регулировка клапанов |
Пробивает катушки зажигания |
Секут прокладки приёмной трубы |
Низкий ресурс датчика давления наддува |
Детонации при работе | В мороз может выдавить масло через щуп |
Свистят приводные ремни | Цепь ГРМ редко выхаживает 100 тыс. км |
Низкий ресурс подушек двигателя | Капризная вентиляция картерных газов |
Паспортный расход топлива HR16DE в смешанном стиле 8,3 л, а у MR16DDT чуть больше – 10,2 л.
Трансмиссия
В зависимости от комплектации Nissan Juke-1 (а их было 10 в дорестайле и 14 в рестайле), на автомобиль устанавливалось 4 вида коробок передач:
- 5-ступенчатая механическая RS5F92R;
- 6-ступенчатая механическая RS6F94R;
- вариатор CVT-7 Jatco JF015E (RE0F11A);
- вариатор CVT-8 Jatco JF016E (RE0F10D либо RE0F10F).
Пятиступенчатый узел RS5F92R выпускается с 2001 г и устанавливается на широкий ряд японских, французских и российских автомобилей, в рамках сотрудничества Renault–Nissan–АвтоВАЗ. Конструкция МКПП вполне обычная, но её первые выпуски были омрачены рекламациями. Здесь постоянно летела пружина фиксатора задней передачи, гудели подшипники и сочилось масло через сальники. Проблемы практически не устранили, и в таком виде коробка досталась Nissan Juke с передним приводом.
Шестиступенный узел RS6F94R – по сути тот же самый 5-ступенчатый аналог, только с дополнительной 6-й передачей. Он ставился на переднеприводные Джуки с комплектацией: SE Sport / SE+Sport / SV2 / LE. Так как у коробки 6МКПП тот же корпус, что и у 5МКПП, то и проблемы у неё похожие: шум, треск, утечки масла. Примерный ресурс сцепления 120 тыс. км. Рекомендуемый интервал замены масла каждые 50 тыс. км (Elf Tranself NFJ 75W-80).
Вариатор JF015E – X-Tronic Jatco – агрегатировался с атмосферным двигателем HR16DE только для переднеприводных машин (2WD). Обладает сложной 2-ступенчатой планетарной передачей, что позволило уменьшить вес узла, но при этом снизило его надёжность.
Этот вариатор редко выхаживал больше 100 тыс. км, a первые «звоночки» раздавались уже на 20 – 30 тыс. км. Но вместе с этим, X-Tronic JF015E прекрасно поддаётся ремонту, а поиск запчастей не превращается квэст. Коробка требовательна к чистоте масла и требует замену каждые 40 тыс. км (Nissan CVT NS-3: частичная замена 4 л, полная 7.2 л). Заявленный производителем ресурс JF015E 150 тыс. км.
Вариатор JF016E – X-tronic Jatco, – устанавливался на полноприводные Nissan Juke-1 (4WD). Коробка агрегатировалась исключительно с турбодвигателем MR16DDT. Позиционируется, как современный узел 3-го поколения CVΤ8: с 8-ю гидравлическими клапанами и низким рабочим температурным режимом 75°C – 90°C (в отличие от предшественника JF011E).
Обеспечивает кроссоверу прекрасную динамику, сокращает расход топлива на 1л и превосходно поддаётся ремонту. Чтобы исключить поломки в X-tronic рекомендуется почаще менять масло (Nissan CVT NS-3: частичная замена 5л, полная 12 л), примерно 1 раз в 40 тыс. км пробега. Заявленный производителем ресурс JF016E 200 тыс. км.
Таблица 2. Недостатки коробок.
5МКПП RS5F92R, 6МКПП RS6F94R | Вариатор Jatco JF015E | Вариатор Jatco JF016E |
---|---|---|
Шумная работа узла | Плохая надёжность, малый ресурс. Чувствителен к грязному маслу | Чувствителен к маслу, шлам забивает редукционный клапан и соленоиды |
Нечёткое переключение передач | Гул при эксплуатации, толчки и пинки | Нет модуля калибровочных значений. |
Утечки масла через сальники | Изнашиваются подшипники конусов | Дорогой гидроблок |
Поломки на Джуках первых лет | Частые поломки планетарной передачи | Разбивает подшипники шкива и посадочные места |
Подвеска
Ходовая часть Nissan Juke-1 жёсткая, а-ля спорт. Такая особенность напрямую связана с коротким кузовом и высоким клиренсом, из-за которых сложно управлять машиной на скоростной трассе. А концепция подвески, приближенная к спортивной, повышает курсовую устойчивость маленькой «Жучки». Однако за спортивность приходится расплачиваться жёстким характером эксплуатации в городе, где полно ям и «лежачих полицейских». В результате к 100 тыс. км пробега в подвеске Джука нет детали, которая бы не требовала замены. К этой отметке на одометре владельцы в 90% случаев поменяли:
- стойки и втулки стабилизатора;
- передние ступичные подшипники;
- шаровые и амортизаторы (задние раньше передних);
- сайлентблоки подрамника и задней балки к 50–60 тыс. км.
Замысел модели Juke, как кроссовера, полностью нивелирован его нелюбовью к бездорожью. Жёсткий в городских условиях, он становится мегажёстким на бездорожье. Поэтому ресурс машин с периферии в 2 раза меньше, чем у городских собратьев. И эти особенности «Жука» в подвеске стоить принимать во внимание, подбирая себе автомобиль для эксплуатации в смешанных условиях – асфальт / грунтовка.
Резюме
Nissan Juke первого поколения – это городской автомобиль компакт-класса. Его скромные ресурсные данные по кузову и механическим узлам, не позволяют занять лидирующее место среди конкурентов – фаворитов рынка: Duster, Terrano, Creta, Kaptur и Yeti. Однако, машина достойна внимания и при надлежащем уходе будет служить верой и правдой.