Прошедшие 2 года стали непростыми для многих российских автомобилистов, решивших сменить себе иномарку на другую, посвежее из-за границы. А кто-то столкнулся с покупкой авто впервые и угодил в дебри параллельного импорта. На удивление рынок предлагает развёрнутый ассортимент иностранных машин с наличия и под заказ: как новые, так и б/у без пробега по РФ.
Везут их США, Европы, Южной Кореи и Японии разными путями, в т.ч. через бывшие республики социалистического лагеря: Армению, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Последний вызывает всё больший интерес со стороны заказчиков/покупателей, поскольку предлагает машины, их транзит и услуги таможенного оформления по более низким ценам, чем Казахстан или Армения. Далее расскажем об особенностях ввоза автомобилей из Киргизии.
Чем привлекает Киргизия российских покупателей авто?
Киргизская Республика оказалась привлекательной для параллельного импорта автомобилей, поскольку на её территории действуют правила Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Нахождение Кыргызстана в составе ЕАЭС принесло российским автолюбителям некоторые преимущества в таможенном режиме оформления иностранных машин. Ведь участники ЕАЭС обладают возможностью торговать между собой без таможенных пошлин или по сниженным таможенным ставкам. Это делает КР привлекательной для импорта, экспорта и транзита автомобилей.
Например, в Киргизии растаможить иномарку и поставить её на киргизский учёт дешевле в 2 раза, чем в соседнем Казахстане. Потому что в Киргизии отсутствует утильсбор, который в Казахстане может составлять почти 50% от суммы НДС и пошлины.
Вдобавок стратегически важное географическое положение в сердце Центральной Азии даёт Республике преимущество в качестве транспортного хаба. В частности, она выступает в роли транзитного пункта между странами ЕАЭС (Россией и Казахстаном) и основными игроками в азиатском регионе: Китаем и Южной Кореей. Кроме того, развитая инфраструктура дорог в Кыргызстане позволяет российским импортёрам нести приемлемые издержки на логистику и транспортировку автомобилей.
По итогам 2022 года Кыргызстан импортировал в 3,1 раза больше автомобилей, чем в 2021 году – порядка 41,2 тысячи машин на $538.6 млн против 13,1 тыс. Рекордный рост показателей в 4,3 раза продолжился и в 2023-м: только за первое полугодие текущего года в КР ввезли более 60 тыс. автомобилей на $560,5 млн. Для сравнения, в 2022-м этот количественный показатель не превышал 10 тыс. машин.
Кроме транзитных услуг Кыргызстан предлагает новые машины от мировых брендов. В стране работают дилерские автосалоны, где вы можете свободно купить популярную модель таких марок, как:
- BMW
- TOYOTA
- RENAULT
- MERCEDES
- KIA, HYUNDAI, DAEWOO
- AUDI, VOLKSWAGEN, SKODA
Например, ASIAMOTORS – официальный дистрибьютор компаний Hyundai Motors, Renault и официальный дилер Daimler Mercedes-Benz в Кыргызстане.
Правда стоит сказать, что некоторые иностранные аналитические агентства и западные СМИ ревностно относятся к растущему параллельному импорту. Поэтому есть риски того, что дилерам КР запретят продавать машины российским покупателям, если лобби хорошенько надавит на автопроизводителей.
«Самый вопиющий пример – Кыргызстан. Если эта страна с населением примерно в 7 млн человек в первые четыре месяца 2021 года импортировала немецкую продукцию на €15 млн, то теперь, два года спустя, закупки составили €230 млн. Это рост более чем в 15 раз» (Федеральное статистическое ведомство ФРГ Deutsche Welle).
Особенности таможенного оформления машин из Кыргызстана
Для импорта автомобилей из Кыргызстана в Россию необходимо руководствоваться таможенными процедурами ЕАЭС. А вместе с этим предстоит учитывать индивидуальные принципы законодательства самой РФ. За 2023 год наше Правительство старательно корректировало и подправляло действующие тарифы таможенного оформления. В свою очередь Кыргызстан тоже готовит правки своего таможенного законодательства, чтобы привлечь ещё больше покупателей из России и Казахстана. Ниже перечислим главные особенности таможенного оформления машин из Кыргызстана.
Какие машины подлежат регистрации без растаможки?
Существует несколько критериев для автомобилей из Кыргызстана, которые можно поставить на учёт в РФ без растаможки по правилам «Товар ЕАЭС»:
- ТС ввезено в Киргизию до 01.01.2014 г.
- ТС ввезено в Киргизию с 01.01.2020 г. и растаможено по ставкам ЕТТ ЕАЭС.
- ТС произведены на территории ЕАЭС (Кыргызстан, Казахстан, Беларусь, Армения).
- ТС стояли на учёте в РФ, но были проданы в Киргизию, а теперь возвращаются обратно.
Автомобили, ввезённые в Кыргызстан в период 2014-2022 гг., начнут покрываться таможенными правилами ЕАЭС с 01.01.2025 г.
Как подтвердить, что авто из Кыргызстана подпадает под статус «Товар ЕАЭС» Таможенного кодекса ЕАЭС?
Для льготной растаможки автомобиль должен иметь статус «Товар ЕАЭС». Информация об этом содержится в едином реестре ФТС РФ (customs.gov.ru). Если сведения в базе отсутствуют по каким-либо причинам, то вы можете получить справку в Таможенной службе Кыргызстана о статусе ТС и попросить внести информацию в систему электронных паспортов.
Должен ли автомобиль быть снять с учёта в Кыргызстане перед регистрацией в МРЭО ГИБДД РФ?
Да. Для этого в Техническом паспорте на странице «СНЯТИЕ С УЧЁТА» делается запись о прекращении учёта по причине вывоза автомобиля из Киргизии в Россию, с указанием человека, который этот вывоз осуществляет.
Нет. Если автомобиль транзитный (из Китая или Южной Кореи) и его перевозит в Россию на автовозе, то никаких регистрационных действий не потребуется.
Да. Если автомобиль транзитный (из Китая или Южной Кореи) и его перегоняют в Россию через Казахстан своим ходом, то в таком случае машину надо зарегистрировать, а потом снять с учёта, чтобы получить транзитные номера.
Если вы купите автомобиль в Кыргызстане и перегоните его в РФ на киргизских номерах, то можете его снять с учёта дистанционно (по аналогии с ТС из Армении). Для этого предстоит выслать доверенному лицу (владельцу) документы для регистрационных действий и письменное согласие. Выписка из нормативной базы: «Смена собственника с убытием транспортного средства в другой регион по договорам купли-продажи, мены, дарения, снятие его с учёта производится по обоюдному письменному согласию совладельцев…» (Глава 7. Правила государственной регистрации, перерегистрации транспортных средств, установок и оборудования, а также прав собственности на них от 23.06.2017 г. № 407 Кыргызская Республика (в последней редакции от 14.08.2023г)).
Кому надо проходить лабораторию СБКТС?
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Порядок функционирования систем электронных ПТС, ПШТС и ПСМ» (с изменениями на 28 марта 2023 года), – проходить лабораторию СБКТС стоявшим на учёте в Киргизии машинам необходимо при следующих условиях:
СБКТС нужен | СБКТС не нужен |
---|---|
ТС с 2015 года выпуска | ТС до 2015 года выпуска |
ТС стояло на учёте в Кыргызстане с 01.04.2021 г, независимо от возраста | ТС стояло на учёте в Кыргызстане до 31.03.2021 г, независимо от возраста |
Сколько автомобилей можно ввозить в РФ из Киргизии по льготному утилизационному сбору?
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.07.2023 № 1118 «О внесении изменений в ПП РФ от 26.12.2013 г. N 1291», по льготной ставке утилизационного сбора можно ввозить в РФ:
- Одно ТС на одно физическое лицо в год (12 мес.).
- Одно ТС без права продажи в течение 12 мес.
- Одно ТС с двигателем объёмом до 3 л.
Тарифы утилизационного сбора с 01.08.2023: 3400 руб для авто до 3-х лет с даты производства; 5200 руб для авто более 3-х лет с даты производства.
О пикапах
Сумма утильсбора для внедорожника в кузове пикап рассчитывается по ставке 3,21 (платёж = 481 500 руб), – «транспортные средства полной массой свыше 2,5 т, но не более 3,5 т», – (база 150 000 руб). В то время как сумма утилизационного сбора для внедорожника в кузове универсал рассчитывается по ставке 0,17 (платёж = 3 400 руб).
Но! будьте внимательны, поскольку правила постоянно меняются и сейчас существуют альтернативные варианты:
«Самый беспроигрышный на данное время вариант — это покупать и ввозить пикапы, которые проходят под категорию Н1 (грузовой-бортовой категории В). Они таможатся только по СТП (совокупный таможенный платёж), а значит неважно, кто их таможил и как — по декларации или по ТПО. Потому, что ставка утиля до 3-х лет будет одинаковая: 481 500 рублей» (Дром «Автомобили мира»).
Суммы, тарифы и ставки утилизационного сбора с 01.08.2023 года опубликованы чуть ниже в таблицах.
Как зарегистрировать в РФ авто из Кыргызстана
Для регистрации в РФ автомобиля из Киргизии необходимо подготовить соответствующие документы и совершить ряд последовательных действий. Перечень бумаг опубликован в таблице. В левом столбце для машин с государственным учётом в ГУОБДД Киргизии, в правом – без регистрации.
Машина стояла на учёте в Кыргызстане | Машина следует транзитом через Кыргызстан на автовозе |
---|---|
Снять авто с учёта | Получить декларацию товаров ДТ |
Получить транзитные номера | Получить пассажирскую декларацию ПТД* |
Получить учётную карточку о снятии с учёта | Подготовить договор купли-продажи авто |
Поставить в свидетельство о регистрации СТС отметку о снятии с учёта | Подготовить транспортные документы, например, CMR с отметкой «Товар ЕАЭС» |
Безошибочно составить договор купли-продажи в трёх экземплярах | Проверить авто в реестре Таможенного союза |
Проверить авто в реестре Таможенного союза | Получить справку из таможни КР о статусе товара ЕАЭС (если ТС нет в реестре Таможенного союза) |
Получить справку из таможни КР о статусе товара ЕАЭС (если авто нет в реестре Таможенного союза) | Написать заявление в таможню КР, чтобы авто внесли в реестр Таможенного союза в статуе товара ЕАЭС |
Написать заявление в таможню КР, чтобы авто внесли в реестр Таможенного союза в статусе товара ЕАЭС | - |
* ПТД (Пассажирская таможенная декларация) – чуть ниже распишем зачем её получать для льготного утилизационного сбора.
Оплачиваете утилизационный сбор, в зависимости от возраста автомобиля и параметров двигателя.
- Получаете от Таможенной службы приходный ордер ТПО, подтверждающий оплату.
- Отслеживаете в системе свой ЭПТС, он должен перейти в статус «Действующий».
- Проходите ТО, в зависимости от возраста ТС, и оформляете ОСАГО.
- Уплачиваете госпошлину за регистрацию ТС в МРЭО ГИБДД.
- Ставите машину на учёт и получаете российские номера.
Порядок оформления импортируемого авто по процедуре таможенного транзита в таможенный орган по месту жительства физлица определён главой 37 ТК ЕАЭС и Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311 «О Порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС…».
Всё бы ничего, если бы 17 октября 2023 не вышло скандальное Постановление № 1722, которое вступило в силу 29.10.2023 и огорошило владельцев, купивших машины в странах ЕАЭС в качестве «Товаров ЕАЭС».
Обзор Постановления № 1722 от 17.10.2023
Теперь перейдём непосредственно к тому самому Постановлению, которое с 29 октября 2023 г обескуражило и разорило тысячи покупателей авто с растаможкой в странах ЕАЭС, в том числе и в Кыргызстане. Заранее скажем, что тарифы и суммы от 01.08.2023 не изменились. Просто были внесены некоторые уточнения и правила, которые стали ключевыми в начислении сумм по ставкам утилизационного сбора.
Какие уточнения приняты Постановлением № 1722 от 17.10.2023?
С 29 октября 2023 изменился порядок расчёта для уплаты утилизационного сбора в отношении легковых машин. Если совсем коротко, то согласно «уточнениям» произошло следующее:
- Упрощённый порядок таможенного оформления по физическим лицам, ввозящим в РФ автомобили для личного пользования, теперь подразумевает выдачу пассажирской таможенной декларации (ПТД) и таможенного приходного ордера (ТПО). А ПТД выдают только Россия, Беларусь и частично Армения. Казахстан и Киргизия не выдают ПТД.
- Общий порядок таможенного оформления ввозимых автомобилей по физическим и юридическим лицам подразумевает выдачу таможенной декларации на товары (с графой ИМ-40). В свою очередь ТДТ не различает статусы авто для личного или коммерческого пользования. Поэтому оформление импорта по таможенной декларации на товары приравнено к ввозу юрлицами (вне зависимости кем является декларант – физическим или юридическим лицом). Общий порядок распространён в Казахстане, Кыргызстане и частично в Армении.
То есть, теперь все машины, ввезённые из Казахстана и Кыргызстана, оформляются по коммерческим тарифам. Потому что декларанты импортируют их по таможенным декларациям на товары (ТДТ). А пассажирской таможенной декларации (ПТД) казахи и киргизы не выдают.
Генпрокуратура возбудилась в связи с многочисленными жалобами граждан о проблемных вопросах при взимании утилизационного сбора. Ведь человек, который купил машину в Киргизии или Армении в августе или сентябре, не знал и не мог знать, что в конце октября Кабинетом министров будут приняты новые правила, которые лишат его льгот на уплату утилизационного сбора:
«Генеральная прокуратура РФ взяла на контроль ситуацию со взиманием утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте надзорного ведомства. Заинтересованность прокуроров связана со вступлением в силу постановления правительства Российской Федерации от 17 октября 2023 года № 1722». (Источник: auto.mail.ru).
Автоюристы не исключают, что вмешательство Генеральной прокуратуры сможет привести к возврату законодательства в части начисления утилизационного сбора и правилах применения льготных ставок.
Сколько дней даётся на таможенное оформление?
Документы предоставляются в таможенный орган не позднее 5 рабочих дней со дня пересечения автомобилем границы РФ.
Какой штраф за нарушение 5 дневного срока?
Непредставление плательщиком или его представителем документов в отделение ФТС в течении 5 дней является основанием для начисления пени. Пени начисляются ежедневно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 1/300 ключевой ставки рефинансирования.
Формула расчёта пени SP = N x K x SR.
- SP – сумма пени
- N – сумма недоимки
- К – количество дней просрочки
- SR – действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ
Пример. 528800 руб х 30 дней х 0,33 = 52 351 руб (за 30 дней просрочки).
Как подтвердить дату ввоза авто в РФ?
Подтвердить дату ввоза машины вы можете разными способами. Например, после таможенной очистки даётся транзитный номер с датой выдачи. Он является документом, подтверждающим календарное число ввоза автомобиля в РФ. Транзитный номер выдаётся на срок 10 дней и служит для передвижения автомобиля с места его ввоза в России до места его регистрации в МРЭО ГИБДД.
Что рассказывают и пишут автовладельцы?
Собственники авто, которые уже получили свои машины и только готовятся их встретить, пребывают в тяжёлом психологическом состоянии. Нести дополнительные финансовые издержки от 500 тыс. до 2 млн руб, – чрезвычайно болезненно. При том, что пока человек будет собирать необходимую сумму, за каждый день просрочки начисляется крупная пеня.
Высказывания покупателей авто из Кыргызстана:
- Уплатить утилизационный сбор до 29 октября я не успел. Теперь мне говорят: «Вам надо доплатить больше 1 млн рублей». Машину покупал для себя, перепродажей не занимаюсь. Теперь не знаю, что и делать.
- С таможней в Бишкеке тоже не очень. Машины таможатся по сетке льготного тарифа, а это может аукнуться и через год или два. Придётся доплачивать, а в новых реалиях это вполне возможно.
- Мы купили машину, которая год стояла на учёте в Киргизии. Теперь нас просят заплатить 1,25 млн. рублей.
- Если оплатил утиль сбор по новой схеме, то тачку пригнанную с Киргизии можно выставлять на продажу не дожидаясь 12 месяцев и не опасаясь дополнительных поборов со стороны налоговой или таможни.
- Я купил из Кыргызстана машину 2017 года. Снял с учёта. Оформил на себя договор. Не успел пройти лабораторию, как 29-го уже не смог оплатить льготный утиль. Что делать не знаю. Кинули.
- Машина 2,8 растаможена на физика в Киргизии. Таможня и утиль уплачены там же. Поставлена на учёт в Киргизии и снята с учёта. Перегнал в РФ (машина для себя, не на продажу), все процедуры сделали до 27.10.2023. Границу пересекла 24.10.2023. 27-го (пятница) как и многие попробовали сдать доки на СБКТС и ЭПТС, доки не взяли. Придётся уплатить коммерческий утиль в размере 844 800 руб.
Подобные отзывы массово публикуются на таких площадках, как ВКонтакте и Ютуб. Они полностью отражают настроения людей, которым предстоит доплачивать УТС.
Заключение
Если будете заказывать авто из Китая или южной Кореи через Киргизию, то просите растаможить её на киргиза через таможенно-приходный ордер. Это позволит рассчитывать утильсбор по льготному тарифу. Если соберётесь перегонять машину самостоятельно, то сможете оформить только декларацию на товары, по которой утилизационный сбор «теперь» нельзя рассчитать по льготному тарифу.
Сейчас ни в Кыргызстане, ни в Казахстане, – пассажирскую таможенную декларацию не выдают. Пока. Но уже скоро КР начнёт оформлять ПТД. Кроме этого, возможно Генпрокуратура РФ повлияет на Кабинет министров с целью вернуть таможенные правила, действующие до 17.10.2023.
Таблица 1. Суммы утилизационного сбора с 1 августа 2023 года
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 г. N 1118 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2013 г. N 1291».
Таблица 2. Базовые ставки для расчёта утилизационного сбора с 01.08.2023 года.
Таблица 3. Базовые коэффициенты для расчёта утилизационного сбора с 01.08.2023 года.
Примеры расчёта для моторов V 1–2 л:
- 20 000 руб. х 0,17 = 3 400 руб.
- 20 000 руб. х 26,44 = 528 800 руб.
Коэффициенты для грузовых машин, автобусов и спецтехники публиковать не будем, поскольку этот сайт ориентирован на владельцев легковых машин.