Для многих молодых людей обязательно наступит день покупки автомобиля с пробегом. Чтобы не омрачить ближайшее будущее приобретённой машиной и не сильно разочароваться в человеческой нравственности, осматривайте авто по инструкции экспертов Carvizor.
Даже при высоком уровне современного кузовного ремонта, прекрасно скрывающем дефекты, вы сможете вычислить «русалочку», «перевёртыш», «конструктор», «распил» и другой сомнительный экземпляр, от которого стоит держаться подальше. Перечисленные в статье советы пригодятся даже в том случае, если с вами на осмотр приедет специалист (автоподборщик). Вдруг он что-нибудь пропустит.
Документы СРТС и ПТС
Не стоит осматривать автомобиль с пробегом без предварительной проверки документов. Продавец обязан предоставить вам:
- СРТС – Свидетельство о регистрации транспортного средства.
- ПТС – Паспорт транспортного средства.
Пластик СРТС не должен иметь повреждений и срезов на уголках. А информация документа должна хорошо читаться. Паспорт (ПТС) желателен оригинальный. Его дубликат, или полное отсутствие ПТС, ничего, кроме насторожённости, вызвать не способен. В боковых колонках «Особые отметки» не поощряются различные записи, такие как:
- смена цвета кузова
- замена агрегата
- отмена записи
Также обратите внимание на количество владельцев, вписанных в ПТС. Не стоит покупать машину, если в паспорте нет свободных мест для записи. Идеальный вариант, это 1 – 2 собственника. Кроме визуально осмотра документов, их необходимо «пробить» по электронным базам.
Возможно автомобиль кредитный, или с ним запрещены регистрационные действия, что сделает невозможным для вас вступление в права собственника. Так что «пробиваем» и изучаем.
Но, большинство баз данных предоставляют информацию на платной основе, поэтому лучше доверить онлайн-проверку эксперту. Как правило у него зарегистрированы коммерческие аккаунты в сервисах: «Автокод», «Автотека», «АвтоРапорт» и других, способных по vin-коду предоставить максимум информации, такой как:
- На каких площадках продавался данный авто (АVITO, AUTO.RU, Юла)
- Сколько раз машина побывала в ДТП и какие детали повреждены
- Какие суммы затрачены на ремонт
- Количество владельцев
- Розыск
- Залог
- Такси
И это далеко неполный список той информации, которую сможет добыть эксперт через свою учётную запись на платных площадках онлайн проверки.
Общий вид автомобиля
Первое, чем машина встречает покупателя, – это внешним видом. Она блестящая и нарядная, готовая угодить новому хозяину неотразимостью и индивидуальностью. Но, за внешним лоском нередко скрываются «скелеты», доставать которые продавец совсем не хочет. Следовательно, будет умалчивать о трагичной судьбе ТС (если таковая была) и рассказывать вам только о преимуществах. Но, не следует терять бдительность. Сразу обращайте внимание на состояние кузова.
Зазоры
Зазоры – это стыки соседствующих деталей (капот, крылья, двери, бампер, фары). Хорошая машина имеет ровные зазоры. На японских моделях их размер составляет 4-5 мм (величина спичечной головки). Неровные, слишком узкие, широкие или расходящиеся зазоры, – свидетельствуют о проведении кузовного ремонта. А, так как детали не удосужились подогнать, то здесь возникают вопросы к уровню квалификации мастеров.
Стёкла
Автомобили комплектуются стёклами, выпущенными с ТС в один год. Дату выпуска можно найти в углу каждого окна. На Toyota она часто выглядит так: *****20. Очень редко остекление старше ТС, например, стёкла 2020 г.в. (декабрь), а машина 2021 г.в. (январь). Такое незначительное расхождение иногда встречается.
Новое, частичное или полное, остекление свидетельствует о ремонте машины после серьёзного ДТП. Возможно перед вами «перевёртыш» или автомобиль, получивший сильный боковой удар. В обоих этих случаях была нарушена геометрия кузова. От такого экземпляра, с новыми стёклами, лучше отказаться. Исключением в подозрениях может стать «лобовик», который приходится менять после скола или трещины, вследствие попадания камня.
Литера «E» с цифрой в круге указывает на код страны, в которой стекло сертифицировано (но не изготовлено!). Коды стран: 1 — Германия, 2 — Франция, 3 — Италия, 4 — Нидерланды, 5 — Швеция, 6 — Бельгия, 7 — Венгрия, 8 — Чехия, 9 — Испания, 10 — Югославия, 11 — Англия, 12 — Австрия, 13 — Люксембург, 14 — Швейцария, 16 — Норвегия, 17 — Финляндия, 18 — Дания, 19 — Румыния, 20 — Польша, 21 — Португалия, 22 — Россия, 23 — Греция, 24 — Ирландия, 25 — Хорватия, 26 — Словения, 27 — Словакия, 28 — Беларусь, 29 — Эстония, 31 — Босния и Герцеговина, 32 — Латвия, 37 — Турция, 42 — Европейское сообщество, 43 — Япония.
Лакокрасочное покрытие
Профессиональные маляры СТО умеют положить краску на кузов так, что она ничем не отличается от заводского покрытия. Но, часто бывают исключения, которые называются – дефектами окраски. Некоторые из них выглядят, как:
- подтёки (еле заметные после полировки)
- грязь, пылинки, частицы компрессорного масла
- напыл на неокрашиваемых участках (резинки, молдинги, оптика)
Практически каждый из перечисленных недостатков можно разглядеть вблизи. Поэтому автомобиль с пробегом необходимо осматривать чистым в ясную погоду или при хорошем освещении в помещении.
И здесь, как и в проверке документов по электронным базам, тоже лучше довериться эксперту. Он осматривает кузов, а в процессе измеряет толщину слоя краски специальным прибором – толщиномером. Есть множество фактов, когда информации о ДТП нет в базе МВД. Поэтому проверочный онлайн-сервис её попросту не видит. Но на крыше, крыле или двери есть ремонтный слой шпатлёвки и краски. Это должно насторожить и, как минимум, стать причиной для хорошей скидки.
Сварочные швы
Наружный кузов машины частично скомпонован из накладных несъёмных панелей (задние крылья, пороги, крыша, боковые стойки). Они приварены к каркасу точечной сваркой. В этих местах производитель защищает стыки герметиком. В случае замены детали после ДТП, например, заднего крыла, мастерам не удаётся повторить новый шов герметика под заводской стиль. Это сразу выдаёт битый автомобиль. Как, и насколько серьёзно, он пострадал при аварии, вы никогда не узнаете. И быть может у него осталась нарушена геометрия кузова (помните, выше упоминалось о низкой квалификации мастеров?). Поэтому от аварийной машины лучше отказаться.
Руль
Руль – один из самых прикасаемых элементов автомобиля, так как постоянно находится в руках водителя. В процессе эксплуатации, год за годом, поверхность рулевого колеса и кнопок управления мультимедиа на спицах – истирается. Сильно потёртая наружность от вращательной техники выдаёт факт большого пробега (от 150-200 тыс. км), который может не соответствовать небольшим показаниям на одометре из-за т.н., «смотки» (этим не грешат даже автосалоны). Если натянута оплётка, то снимите её и осмотрите состояние руля.
Салон
Внимательно оглядите салон. Владельцем машины с пробегом мог быть неряшливый человек. Вы это сразу заметите: пошарпанная, грязная обивка дверей и потолка крыши – говорят о небрежности прежнего хозяина. Если он запустил интерьер, то значит также безответственно относился к механическим узлам (двигателю, коробке, подвеске).
Неприятные запахи, например, рыбные, также подсказывают о неподобающем отношении прежнего хозяина к своему автомобилю. А затхлый душок тиной наводит на мысль о машине «утопленнике». После масштабных ураганов и наводнений в Японии, США, России и других странах мира, на авторынках полно таких «русалочек».
Подушки Airbag
Фронтальные подушки безопасности традиционно размещаются в корпусе рулевого колеса и на панели приборов, со стороны пассажира. И срабатывают они традиционно чаще (статистика). Однако, владельцы не спешат менять сработавшие Airbag после ДТП, из-за высокой стоимости модулей и сложной особенности их установки. Факт сработавшей подушки можно заметить по неплотно прилегающей крышке на руле или торпедо, из-под которой могут торчать части её структуры или бросаются в глаза большие щели. Значит был лобовой удар, но продавец не хочет об этом рассказывать.
Сварочные швы «распила»
Пока вы осматриваете салон, заодно попросите владельца снять пластиковые накладки задних стоек крыши. За пассажирским сиденьем. Это позволит вам оценить целостность кузова. Если машина «распил», то вы увидите по центру стойки (левой и правой) горизонтальный сварочный шов. Снаружи его не видно, так он зашпатлёван и скрыт краской. А внутри сварку никто не скрывает. (Другой шов, соединяющие 2 части автомобиля, находится на днище, между передними и задними сидениями).
Двигатель
Мотор должен работать мягко, без посторонних тревожных стуков, щелчков, лязганий и скрежетаний. Не важно, бензин или дизель, требование к чистоте рабочего цикла для всех одинаковы. Кроме удовлетворительной акустики, исключаются различные подтёки масла и охлаждающей жидкости. Покупая машину с замасленным или стучащим двигателем, вы рискуете в скором времени понести издержки на ремонт, которые могут исчисляться десятками, а иногда и сотнями, тысяч рублей.
Коробка передач
Проверить коробку можно только в момент тестового заезда. Двигаясь за рулём, или рядом с водителем, вы оцените:
- Мягкость включения передач
- Ускорение и торможение
- Наличие рывков и пинков
Недопустимы различные шумы и подвывания. Перечисленные требования актуальны для всех типов трансмиссии: МКПП, АКПП, РКПП и CVT.
Подвеска
Работа ходовой части оценивается на ходу. Машина должна держать курсовую устойчивость на трассе, а на грунтовой дороге двигаться без ударов, постукиваний и раскачек. Более подробный вердикт вынесет мастер СТО, который поднимет машину на подъёмнике и внимательно осмотрит детали подвески, такие как: рычаги, шаровые опоры, сайлентблоки, стойки и втулки стабилизатора, пыльники амортизаторов и ШРУС, тормозные шланги и магистрали, и другие элементы ходовой части.
Резина
Износ протектора шин должен быть равномерным. Если стёрта одна, внутренняя или наружная, плечевая зона покрышки, значит у автомобиля проблемы с подвеской, или дефект вызван неправильной регулировкой сход-развала. Для более глубокого анализа потребуются услуги СТО.
Диагностика
Самостоятельно сделать компьютерную диагностику автомобиля, если вы новичок в мире 4-х колёс, – достаточно сложно. Лучше доверить её специалисту СТО или профессиональному автоподборщику. За несколько минут мастер расшифрует текущие коды ошибок ЭБУ (если они есть) и скажет примерную сумму предстоящих расходов (например, надо поменять свечи, датчик температуры и прочее).
Электрика
Систему электроснабжения б/у авто можно оценить визуально. Вся оптика должна гореть, светиться и моргать, а моторчик печки работать во всех положениях. Кнопки в салоне должны включаться, а переключали переключаться. При обнаружении замыканий, тусклого свечения или отказа каких-либо устройств работать, – можно предположить, что машина была утоплена. По-другому не объяснить отказ надёжной японской, корейской или немецкой проводки и приборов.
Резюме
Самостоятельно выбрать автомобиль с пробегом не так сложно, как может показаться. Проверяйте документы и кузов, а также состояние силовой части и подвески. Если нравится, то берите. Поменьше слушайте продавца, он будет только хвалить свою машину. Ну а если вы не уверены и боитесь совершить ошибку, то приглашайте на осмотр эксперта, например, из нашей компании. Штат компании организован специалистами автомобильной среды, хорошо знакомых с нюансами подержанных машин.