Почти для каждой модели автомобилей производители предлагают несколько вариантов двигателей. Это выгодно с маркетинговой точки зрения сразу по нескольким причинам. Во-первых, у покупателя создается иллюзия выбора. Во-вторых, базовый мотор позволяет снизить цену и указать в рекламных буклетах «красивую» минимальную стоимость, которой можно привлечь внимание. Но обычно таких «базовых» моторов машинам либо хватает впритык, либо откровенно не хватает. Рассмотрим плюсы и минусы покупки машины с самым «слабым» двигателем.
Прежде всего попробуем разобраться, что такое «слабый» мотор. Для каждого автомобиля это понятие индивидуально. Если хэтчбек класса А с двигателем 1,6 будет ракетой, то полноразмерный седан с таким мотором придется толкать в гору, ибо сам он туда не заедет. Все зависит от веса и энерговооруженности машины, «обязательных» формул не существует, но обычно можно отталкиваться от соотношения 1,2-1,4 литра объема на тонну веса снаряженной массы. Если объем меньше, то двигатель уже можно считать слабым.
Главными преимуществами «слабых» моторов можно считать невысокий транспортный налог, более дешевую страховку, а также меньшую стоимость самого автомобиля. Это позволяет экономить в условиях ограниченного бюджета.
В чем проблема таких моторов? Самая главная – нехватка мощности. Если в пробках все равно на чем ползти, то стоит выехать на трассу, как малолитражные силовые агрегаты сдают, особенно если в машине установлена АКПП и кондиционер. Они забирают на себя часть и так невеликой мощности.
Может, это компенсируется экономичностью? Не всегда. В пробке, когда машина работает по большей части на холостых оборотах, «слабый» двигатель действительно может показать неплохие результаты. Но при динамичной езде об экономии топлива стоит забыть, ведь для того, чтобы такой двигатель ехал, его приходится нещадно крутить и выжимать все соки, а это чревато и повышением расхода, и сокращением ресурса.
Вот еще одна проблема. Современные «слабые» моторы обычно делают из алюминиевых сплавов, у них невысокая ремонтопригодность и для них желательно более частое техобслуживание, чтобы они не вышли из строя на малых пробегах. Двигатели большего объема, наоборот, работают в полсилы и живут при прочих равных гораздо дольше. Положительно на их ресурсе сказывается и тот факт, что объемные моторы быстрее прогреваются зимой. Значит, они меньше времени работают в условиях недогрева, который вреден для двигателя. Если моторы в 2-3 литра прогреваются до 60 градусов в мороз примерно за 5 минут, работая на холостых оборотах, то малолитражке на это потребуется около 15 минут, да и то при условии езды под нагрузкой.
Сегодня многие производители пытаются компенсировать недостатки «слабых» двигателей, оснащая их турбинами. У таких автомобилей возрастает мощность, они уже не выглядят «ущербными» в потоке, но и нагрузка на мотор становится выше, а его ресурс сокращается еще больше. Для тех, кто покупает автомобиль на вторичном рынке, это очень важный фактор - стоит серьезно подумать прежде чем купить с рук машину с турбированным двигателем.
Какие выводы можно сделать? «Слабый» мотор подойдет, если вы ездите только по городу, с механической коробкой передач и не перевозите много пассажиров и грузов. Однако такой мотор противопоказан тем, кто планирует возить семью, грузы, таскать прицеп или много ездить по трассе. Так что если у вас есть возможность приобрести мотор большего объема и мощности, то следует остановиться именно на таком варианте.
И, конечно, каким ни был мотор, главное – его исправность, особенно для б/у транспорта. Двигатель даже самой большой мощности не гарантирует отличное функционирование авто, если в нем имеются неисправности. Обратитесь за технической проверкой к профессионалам и будьте уверены в своем автомобиле.